Принято Педагогическим советом Протокол № 1 от « 31 » августа 2023г. Утверждаю Директор ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ» _____________О.А. Бабкина Приказ от «04» сентября 2023г. №56-О ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГБУДОСО «ВЕРХНЕСАЛДИНСКАЯ ДШИ» 1. Общие положения Настоящее Положение об осуществлении дистанционного обучения в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Свердловской области «Верхнесалдинская ДШИ» (далее – Положение) разработано в соответствии со ст.16, части 17 ст.108 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, от 2012 г., № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 августа 2014 г. № 33660 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронновычислительным машинам и организации работы", а также Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, направленных письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД39/04. Положение разработано в целях обеспечения реализации дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ в области искусств с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Положение направлено на организационно-методическое, материально-техническое, организационно-педагогическое обеспечение дистанционного обучения в ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ» (далее Учреждение). Для целей реализации настоящего Положения применяются следующие основные понятия: электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников; дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Под дистанционным обучением понимается реализация дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств (далее – образовательные программы) с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Применение дистанционного обучения позволяет Учреждению расширить свои возможности в осуществлении образовательной деятельности в различных условиях, в том числе при изменении режимов работы Учреждения (по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам), в обеспечении эффективной самостоятельной работы учащихся в период каникулярного времени, в создании условий для разработки индивидуальных траекторий обучения детей. В периоды особых режимных условий Учреждение обеспечивает переход учащихся на дистанционное обучение. Видами использования дистанционного обучения являются: - реализация образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; - реализация образовательных программ или их частей с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий как вспомогательных средств обучения. По решению Учреждения реализация образовательных программ может осуществляться путем смешанных форм обучения. При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Учреждения: - создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды (платформы), обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся; - обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется Учреждением самостоятельно, и контроль соблюдения установленных условий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения. 2. Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения Переход на дистанционное обучение, объявляемое для всех обучающихся, устанавливается приказом директора Учреждения. Учреждение, обеспечивая дистанционное обучение: - формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждому учебному предмету, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут; - информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционного обучения, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего и промежуточного контроля по учебным предметам, проведения консультаций; - организует ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме. Учреждение размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расписание онлайн-занятий, требующих присутствия учащихся в строго определенное время. Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на организацию учебного процесса в форме дистанционного обучения подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя (законного представителя). При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Учреждение обеспечивает внесение соответствующих корректировок в рабочие программы учебных предметов и (или) учебные планы в части изменения календарных, календарно-тематических планов, графика промежуточной аттестации, форм обучения (лекция, онлайн консультация, онлайн конференция, вебинар и другие), использования технических средств обучения. В случае возможности дистанционного обучения в форме онлайн конференций, вебинаров сохраняются мелкогрупповые (групповые) формы проведения занятий по соответствующим учебным предметам. Дистанционное обучение обеспечивается разработанным учебным, учебно-методическим материалом, позволяющим осуществить педагогический процесс в дистанционном формате в соответствии с реализуемыми образовательным программами. 3. Материально-техническое обеспечение дистанционного обучения При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Учреждение обеспечивает доступ обучающихся к электронной информационной образовательной среде, представляющей собой совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, необходимых и достаточных для организации опосредованного (на расстоянии) взаимодействия обучающихся с преподавателями, а также между собой. Организация дистанционного обучения может осуществляться с помощью онлайн-платформ - Google Класс, Профориентационный портал «Билет в будущее», «ВКонтакте», Сферум, RuTube и других. Для осуществления бесперебойного процесса разрабатывается инструкция по пошаговым действиям участников дистанционного обучения. Организация дистанционного обучения обеспечивается соответствующим техническим оборудованием. В случае необеспеченности отдельных обучающихся достаточным оборудованием решение об обеспечении дистанционного обучения для таких обучающихся решается в индивидуальном порядке. В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с применением электронных учебных изданий по учебным предметам Школа обеспечивает возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) каждому обучающемуся. 4. Организационно-педагогическое обеспечение дистанционного обучения При переходе на дистанционное обучение с педагогическими работниками заключаются дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых устанавливаются: новые условия труда, права и обязанности, ответственность, определенные для работодателя и работника в условиях применения дистанционного обучения. При переходе на дистанционное обучение Учреждение через ответственных лиц: - актуализирует имеющиеся в электронном виде учебные и методические материалы по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся, педагогических и административных работников, ответственных за организацию учебной деятельности, а также инструкции по размещению учебных материалов; - обеспечивает создание (при необходимости) тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор и обработку письменных работ обучающихся, а также организацию текущей и промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса. Учреждение разрабатывает и утверждает: формы расписаний учебных занятий, проводимых в рамках дистанционного обучения, формы отчетов педагогических работников о проведенных занятиях, формы учета посещаемости и успеваемости учащихся (при необходимости). Педагогические работники: - планируют свою деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создают простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания; - выражают свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций. Виды уроков (занятий), применяемые при организации дистанционного обучения: 1. Видеоурок – урок в записи. 2. Урок-конференция – урок в реальном времени с возможностью видео коммуникаций преподавателя и группы учащихся. 3. Урок-вебинар – урок в реальном времени для группы учащихся; ведущим вебинара является преподаватель, коммуникации с учащимися могут осуществляться на различном уровне, в зависимости от заложенного в «вебинарной комнате» функционала: от коммуникации через чат – до возможностей конференции. 4. Организация и сопровождение самостоятельной работы учащихся – учебный процесс, связанный с обменом информацией между преподавателем и учащимся на основе учебных материалов, направленных преподавателем учащемуся по установленным каналам связи. 5. Индивидуальное занятие – урок с учащимся в реальном времени. Индивидуальный урок в условиях дистанционного обучения – это видео общение преподавателя и учащегося. 6. Консультации (собеседования). Проводятся в различных доступных форматах в установленный для учащихся промежуток времени и по установленному Школой расписанию. 7. Контроль и оценка. Применяется как форма текущего (промежуточного) контроля. При разработке поурочного планирования, самостоятельной работы обучающихся необходимо учитывать продолжительность непрерывной работы с изображениями на индивидуальном мониторе компьютера, установленную постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 августа 2014 г. № 33660 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14.: 1-2 классы - 15 минут, 3-4 классы - 15 минут, 5-7 классы - 20 минут, 8-11 классы - 25 минут. К другим способам использования дистанционных образовательных технологий в Учреждении относятся следующие: дистанционная поддержка учащихся с ограниченными возможностями здоровья; - дистанционные консультации; - организация самостоятельной работы учащихся в каникулярный период, период карантина; - организация реализации отдельных учебных предметов за пределами осваиваемой образовательной программы с использованием дистанционного обучения; организация занятий с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих школьные уроки детей по причинам болезни; - реализация индивидуальных учебных планов с использованием дистанционного обучения. При дистанционном обучении эффективность разработанных учебных материалов является решающим фактором успешности реализации образовательной программы в дистанционной форме. Под разработкой учебных материалов понимается: использование и корректировка собственных разработок, оцифровка учебных пособий, разработка тестов, викторин, презентаций, контрольных работ, подбор и обработка материалов, размещенных на различных ресурсах, в информационных базах, а также материалов, открытых для свободного доступа на сайтах издательств, библиотек, других учреждений культуры. Учебные материалы: - разрабатываются с учетом поурочной подачи; - разрабатываются с учетом применения интерактивных технологий; - обладают качествами, которые стимулируют самостоятельную деятельность учащихся; - позволяют осуществить оперативный контроль и оценивание выполнения заданий; - включают наглядные материалы, иллюстрации, схемы, таблицы; - разрабатываются с учетом доступных программ и платформ, способов передачи учебного материала от преподавателя и результатов самостоятельной работы – от учащегося. Приоритетной формой учебного материала в учебном методическом комплексе является форма учебника, в структуре которого предусматривается наличие теоретических сведений, практических заданий, вопросов, направленных на освоение теоретических знаний. Наличие данного комплекса позволяет в ситуации установленного периода дистанционного обучения моделировать традиционный учебный процесс, максимально адаптируя его к новым условиям. Комплекс, созданный преподавателем самостоятельно, составленный на основе собственных разработок, различных элементов учебных пособий, хрестоматий, мультимедийных программ, аудио и видео материалов может успешно заменить учебник. В целях разработки учебно-методических комплексов в Учреждении могут создаваться временные творческие коллективы. Коллективная работа позволит осуществить процесс перехода на дистанционное обучение в наиболее короткие сроки. Разработанные комплексы будут успешно применяться в дальнейшем, пополнят библиотеку Учреждения, могут стать актуальным и полезным материалом для молодых преподавателей. 5. Организация рабочего времени. Трудовые действия преподавателя и концертмейстера в период организации дистанционного обучения В соответствии с законодательством Российской Федерации рабочее время преподавателя включает: проведение учебных занятий (нормируемая часть рабочего времени), другую педагогическую работу (ненормируемая часть рабочего времени) В период проведения дистанционного обучения установленная преподавателю учебная нагрузка может распределяться следующим образом: проводимые индивидуальные занятия, уроки-конференции, урокивебинары, организация и сопровождение самостоятельной работы учащихся, консультации (собеседования) с учащимися, контроль и оценивание. В «другую педагогическую работу» при организации дистанционного обучения включается: - проведение работ по корректировке календарных, календарнотематических планов, по внесению изменений в рабочую программу учебного предмета; - разработка уроков (поурочное планирование, создание подробного поурочного плана); - разработка и оформление учебного материала для самостоятельной работы учащихся, в том числе создание видеоуроков, фонограмм, анализ и подбор электронных ресурсов; - оперативное информирование учащихся и родителей об особенностях организации учебного процесса; - рассылка необходимых учебных материалов; - организация самостоятельной работы учащихся; - контроль и оценка самостоятельной работы учащихся, проведение консультаций для родителей, методическое сопровождение полезного досуга учащихся. В должностные обязанности (трудовые действия) концертмейстера может быть включено: запись фонограмм исполнительского репертуара и обеспечение учащихся данным музыкальным материалом, прослушивание (в том числе, совместно с преподавателем) подготовленного учащимися музыкального материала, прием и оценивание партий. 6. Учет часов учебной работы педагогических работников, учет успеваемости и посещаемости учащихся Учет часов учебной работы педагогических работников осуществляется на основании ежедневных отчетов преподавателей и концертмейстеров по установленной Учреждением форме. Расписание занятий в Школе устанавливается на основании приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», исходя из продолжительности занятий – не более 30 минут (пункт 3.2. Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, направленных письмом Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04). Примерная форма отчета преподавателя о выполнении учебной нагрузки Преподаватель______________________ Дата___________________________ Расписание Учебный предмет Фамилия, имя учащегося/ номер группы 14.00-14.30 Сольфеджио 2а 14.35-15.15 Слушание музыки Сольфеджио 2а 15.20-15.50 4б 15.55-16.25 Музыкальная литература 4б 16.30-17.00 Ритмика 1а 17.10-17.40 Сольфеджио 8а 17.45-18.15 Музыкальная литература 8а Форма проведения учебных занятий Урокконференция Урокконференция Урокконференция Урок-вебинар: анализ представленных проектов Контроль и оценка: сдача ритмических упражнений Урокконференция Контроль и оценка: музыкальная викторина, тестирование Примечание Учет посещаемости и успеваемости учащихся осуществляется на основе форм учебной документации, применяемой в Учреждении. При необходимости возможны дополнительные инструкции к ведению журнала учета успеваемости и посещаемости обучающихся, разработка вкладышей к журналу.