Порядок разработки образовательных программ

Принято
Педагогическим советом
Протокол № 1
от « 31 » августа 2023г.

Утверждаю
Директор ГБУДОСО
«Верхнесалдинская ДШИ»
_____________О.А. Бабкина
Приказ от «04» сентября 2023г.
№56-О

ПОРЯДОК
разработки дополнительных предпрофессиональных программ
в области искусств в детской школе искусств
1. Общие положения
Порядок

разработки

дополнительных

предпрофессиональных

программ в области искусств в государственном бюджетном учреждении
дополнительного образования Свердловской области «Верхнесалдинская
ДШИ» (далее – Учреждение) разработан на положениях статей 28, 75, 83
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации»), федеральных государственных требованиях к
минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных
предпрофессиональных программ в области искусств, утвержденных
приказами Министерства культуры Российской Федерации (далее – ФГТ), а
также:

приказе

02.07.2021г.

№

образовательной

Министерства
754

«Об

деятельности

культуры
утверждении

Российской
Порядка

образовательными

Федерации

от

осуществления
организациями

дополнительного образования детей со специальными наименованиями
«детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая
школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая
школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская
школа художественных ремесел» (далее - приказ Минкультуры России от
02.07.2021 г. № 754); приказе Министерства культуры Российской
Федерации от 16 июля 2013 г. № 998

«Об

утверждении перечня

дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств»,
приказе Министерства культуры Российской Федерации от 9 февраля 2012 г.
№ 86 «Об утверждении Положения о порядке и формах проведения итоговой
аттестации

обучающихся,

предпрофессиональные

освоивших

общеобразовательные

дополнительные

программы

в

области

искусств», приказе Министерства культуры Российской Федерации от 14
августа 2013 г. № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по
дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»,
приказе Министерства культуры Российской Федерации от 10.07.2013 №
975 «Об утверждении формы свидетельства об освоении дополнительных
предпрофессиональных программ в области искусств».
Порядком
дополнительных

разработки

установлена

предпрофессиональных

процедура

программ,

разработки

реализуемых

в

Учреждении, определены лица, ответственные за разработку программ,
полномочия органов управления Учреждения по их утверждению, а также
предусмотрен

порядок

внесения

изменений

в

дополнительные

предпрофессиональные программы.
Дополнительная предпрофессиональная программа разрабатывается
Учреждением c учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- выявление одаренных детей в области искусства в раннем возрасте;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в определенном виде
искусства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
организации,

реализующие

образовательные

программы

среднего

профессионального и высшего образования в области искусств.
При разработке дополнительной предпрофессиональной программы
Учреждения формулирует цель ее реализации, которая определяет ее
содержание и достижимые результаты. Целью реализации дополнительных
предпрофессиональных программ в области искусств является выявление
одаренных детей в той или иной области искусств, создание условий для их
художественного образования и эстетического воспитания, приобретения
ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусства, опыта
творческой деятельности, а также осуществления подготовки одаренных
детей к поступлению в образовательные организации, реализующие
образовательные программы среднего профессионального и высшего
образования в области искусств.
При

этом

минимум

предпрофессиональной

программы

художественно-эстетическое
обучающимся

в

содержания
должен

развитие

процессе

освоения

дополнительной

обеспечивать

личности

и

целостное

приобретение

образовательной

программы

исполнительских (творческих) и теоретических знаний, умений и навыков.
Дополнительная предпрофессиональная программа в области искусств
реализуется Учреждением с соблюдением сроков освоения программы,
возраста поступающих, предельного объема аудиторных часов недельной
нагрузки,

установленных

соответствующими

федеральными

государственными требованиями.
Реализация дополнительной предпрофессиональной программы в
области искусств осуществляется с учетом учебно-методических, кадровых,
финансовых,

материально-технических

условий,

определенных

соответствующими федеральными государственными требованиями.
Структура
области искусств:

дополнительной

предпрофессиональной

программы

в

пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися образовательной
программы;
учебный план;
календарный учебный график;
рабочие программы учебных предметов;
система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения образовательной программы обучающимися;
программа творческой, методической и просветительской деятельности
образовательной организации.
2. Процедура разработки дополнительных предпрофессиональных
программ в области искусств
Разработке

дополнительной

предпрофессиональной

программы

предшествуют:
рассмотрение вопроса о целесообразности реализации дополнительной
предпрофессиональной

программы,

ее

востребованности,

конкурентоспособности;
анализ учебно-методических, кадровых, финансовых, материальнотехнических

условий,

необходимых

для

реализации

программы,

и

возможностей Школы по их обеспечению;
подготовка материалов для учредителя и согласование вопроса о ее
реализации

с

последующим

включением

программы

как

новой

образовательной услуги в государственное (муниципальное) задание.
Приказом директора Учреждения утверждается рабочая группа по
разработке дополнительной предпрофессиональной программы, в которую
входят:
заместитель директора по учебной работе,
заместитель директора по методической работе,
заведующий соответствующим отделением,

ведущие преподаватели.
Приказом утверждается ответственное за разработку программы лицо и
сроки разработки программы.
Проект дополнительной предпрофессиональной программы в области
искусств направляется для рассмотрения в Малый педагогический совет
ДШИ. По итогам рассмотрения формулируется заключение Малого
педагогического совета ДШИ, которое направляется в педагогический совет
ДШИ для принятия решения. При положительном решении педагогического
совета

директор

издает

приказ

о

реализации

дополнительной

предпрофессиональной программы с нового учебного года.
Приказ

о

реализации

дополнительной

предпрофессиональной

программы и решение педагогического совета направляются учредителю, а
также размещаются на официальном сайте Учреждения.
На основе определенного учредителем количества мест для приема по
каждой дополнительной предпрофессиональной программе в области
искусств

устанавливается

объем

государственного

(муниципального)

задания.
Школа определяет:
формы

проведения

индивидуального

отбора

по

каждой

дополнительной предпрофессиональной программе в области искусств
(просмотр, прослушивание, собеседование, показ и другие);
требования

к

уровню

способностей

и

физическим

данным

поступающих (по каждой форме индивидуального отбора);
систему оценок, применяемую при проведении индивидуального
отбора;
условия и особенности приема для поступающих с ограниченными
возможностями здоровья.
Учреждение разрабатывает, утверждает и размещает на официальном
сайте учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных
предметов и аннотации к ним.

Учреждение организует рецензирование программ учебных предметов.
Рецензентами

программ

учебных

преподаватели

других

детских

профессиональных

учреждений

предметов
школ

могут

быть:

искусств,

и учреждений

ведущие

преподаватели

высшего

образования,

реализующих соответствующие образовательные программы в области
искусств. Каждая программа по учебному предмету имеет двух рецензентов,
одним из них может быть представитель Учреждения (внутренний
рецензент).

3.

Внесение изменений в действующую дополнительную
предпрофессиональную программу

В соответствии с приказом Минкультуры России от 02.07.2021 № 754
Учреждение ежегодно обновляет дополнительные предпрофессиональные
программы в области искусств с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
При этом в соответствии с утвержденным планом работы Учреждения
ежегодно обновляет календарный учебный график, устанавливает режим
проведения занятий, разрабатывает программу творческой, методической и
просветительской деятельности. По инициативе и высказанным предложениям
представителей

педагогического

коллектива,

групп

преподавателей,

администрации могут вноситься изменения в учебный план, обновляться
программы по учебным предметам.
Процедура внесения изменений может быть аналогичной процедуре,
применяемой

при

разработке

дополнительной

предпрофессиональной

программы.
Учебный план дополнительной предпрофессиональной программы в
области искусств определяет трудоемкость программы, выраженную в
количестве часов аудиторных и самостоятельных занятий, включает
перечень учебных предметов, их последовательность и распределение по

периодам

обучения,

консультационные

и

пленэрные

занятия,

промежуточную аттестацию.
Изменения в учебный план могут вноситься только при условии
недопущения

ограничения

прав

обучающихся

на

полноту

освоения

программы, сокращения объемов часов, предусмотренных по учебным
предметам обязательной и вариативной частей учебного плана.
Варианты внесения изменений в учебный план, которые могут
применяться в Учреждении: перераспределение объемов аудиторной учебной
нагрузки по учебным предметам обязательной и вариативной частей,
консультационных часов, новая редакция вариативной части, изменение
графика промежуточной аттестации и другие. Учреждение может вводить
новые сроки обучения, предусмотренные соответствующими федеральными
государственными требованиями.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
определена

возможность

формирования

образовательных

программ,

различных по уровню сложности (п. 3 ч. 1 ст. 11). Данный принцип
формирования содержания образования лежит в основе индивидуализации
обучения и разработки Учреждением индивидуальных учебных планов.
Индивидуальный

учебный

план

обеспечивает

освоение

образовательной программы путем индивидуализации ее содержания и с
учетом

особенностей

и

образовательных

потребностей

конкретного

обучающегося (п.23 ст.2 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»). Индивидуальный учебный план разрабатывается на основании
локального нормативного акта Учреждения, устанавливающего порядок его
разработки.
Календарные

учебные

предпрофессиональных

программ

графики
в

области

дополнительных
искусств

являются

круглогодичными и включают в себя количество недель аудиторных занятий,
время,

отведенное

для

проведения

пленэрных

занятий,

время,

предусмотренное для промежуточной и итоговой аттестации, резерв

учебного времени и каникулы, которые являются плановыми перерывами
при получении образования для отдыха детей и иных социальных целей.
Календарный учебный график утверждается Учреждением ежегодно.
Основанием для обновления (изменения) календарного учебного графика
может

быть

установление

периодов

отмены

(приостановки)

для

обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и
другим основаниям.
4. Особенности разработки адаптированных дополнительных
предпрофессиональных программ
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов (далее – дети с ОВЗ) Учреждение может организовать
образовательный процесс по

дополнительным

предпрофессиональным

программам с учетом особенностей психофизического развития указанных
категорий обучающихся.
Обучение детей с ОВЗ осуществляется:
путем применения инклюзивных форм обучения;
на основе разработанных адаптированных программ.
При реализации адаптированных программ в Учреждении созданы
специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение
дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств
указанными
показаний

категориями
и

в

обучающихся

соответствии

с

на

основании

заключением

медицинских

психолого-медико-

педагогической комиссии (при наличии). Описание специальных условий
является

неотъемлемой

частью

адаптированной

дополнительной

предпрофессиональной программы и включается в ее структуру.
Адаптированная дополнительная предпрофессиональная программа
реализуется на основе разработанного индивидуального учебного плана
(планов).
Индивидуальный учебный план может предусматривать частичное

использование дистанционных технологий и электронное обучение, а также
обучение на дому.
Сроки

обучения

по

дополнительным

предпрофессиональным

программам для детей с ОВЗ могут быть увеличены с учетом особенностей
их психофизического развития в соответствии с заключением психологомедико-педагогической комиссии.
Численный состав учебных групп, при наличии в них детей с ОВЗ,
может быть уменьшен по сравнению с установленными федеральными
государственными требованиями нормативами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Так же на сайте установлено ПО Яндекс-метрика, которое фиксирует посещаемость сайта. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».