ДПП Искусство театра

ОДОБРЕНА:
Педагогическим советом ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ»
протокол № 1
от «
30 »
августа
2024 г.

Содержание
1.

Общее положение

2. Характеристика знаний, умений и навыков выпускников
2.1. Требования к выпускнику.
3. Требования к результатам освоения образовательной программы
(по учебным предметам).
4. Документы,
определяющие
содержание
и
организацию
образовательного процесса
4.1. График образовательного процесса (приложение № 1)
4.2. Учебные планы (приложение № 2)
5. Ресурсное обеспечение образовательной программы
6.

Требования к условиям реализации образовательной программы

6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
7.

Требования к вступительным испытаниям.
Методическое сопровождение ОП.
Условия реализации ОП.
Требования к кадровому обеспечению.
Требования и рекомендации к организации и учебнометодическому
обеспечению
текущего
контроля
для
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, разработке
соответствующих фондов оценочных средств.

Программы учебных предметов основной и вариативной части
ДПП «Искусство театра»:
ПО 01. Театральное исполнительское искусство:
8.

УП. 01 «Театральные игры»
УП. 02 «Основы актерского мастерства»
УП. 03 «Художественное слово»
УП. 04 «Сценическое движение»
УП. 05 «Ритмика»
УП. 06 «Танец»
УП. 07 «Подготовка концертных номеров»

ПО 02. Теория и история искусств:
УП. 01 «Слушание музыки и музыкальная грамота»
УП. 02 «Беседы об искусстве»
УП. 03 «История театрального искусства»

Вариативная часть:
В. 04. УП.01 «Вокальный ансамбль»
В.04.УП.02. «Постановка голоса»

9.

Программа творческой,
деятельности

методической

и

просветительской

1. Общее положение
1.1.Дополнительная

предпрофессиональная
программа
в
области
театрального
искусства «Искусство театра» (далее - ДПП) определяет
содержание и организацию образовательного процесса в государственном
бюджетном учреждении дополнительного образования Свердловской области
«Верхнесалдинская детская школа искусств» (далее – Школа). Школа вправе
реализовывать ДПП при наличии соответствующей лицензии на осуществление
образовательной деятельности.
1.2. Настоящая ДПП составлена на основе Федерального закона «Об
образовании в РФ» №273-ФЗ от 29. 12. 2012 г., вступивший в силу с 01.09.2013
г., в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее –
ФГТ) к ДПП «Искусство театра», утвержденными приказом Министерства
культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года №163, «Положения о
порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по
дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»,
утвержденном приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09
февраля 2012 № 86. ФГТ «Искусство театра» устанавливают обязательные
требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации ДПП и
сроку обучения по этой программе.
1.3.
Настоящая ДПП является

комплексом учебно-методических документов, сформированным на
основе ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации ДПП в
области театрального искусства «Искусство театра».
1.4. ДПП составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем
детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития учащихся;
- приобретение учащимися знаний, умений и навыков в области театрального
исполнительства, а также опыта творческой деятельности;
- овладение учащимися духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области театрального искусства.
1.5. ДПП разработана с учётом:
- обеспечения преемственности с основными профессиональными
образовательными программами среднего профессионального и высшего
профессионального образования в области театрального искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в
сфере культуры и искусства.
1.6. Цели программы:


воспитание и развитие у учащихся
- личностных качеств, позволяющих уважительно принимать духовные и
культурные ценности разных народов мира;
- творческой атмосферы в обстановке доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

формирование у учащихся
- эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с
духовными ценностями;
- умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать
основные профессиональные образовательные программы в области
театрального искусства;

выработка у учащихся личностных качеств, способствующих
- освоению в соответствии с программными требованиями учебной
информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению
самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью;
- умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков
взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и учащимися в
образовательном процессе;
- уважительному отношению к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной
деятельности;
- определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.7. Срок освоения ДПП для детей, поступивших в Школу в первый класс в
возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
1.8. Срок освоения для детей, не закончивших освоение образовательной
программы основного общего образования или среднего (полного) общего
образования и планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области театрального искусства, может быть увеличен на один год и
составляет 9 лет.
1.9. Школа имеет право реализовывать ДПП в сокращенные сроки, а также
по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
1.10.Продолжительность учебного года в первом классе составляет 32
учебные недели, со 2 по 8 классы - 33 недели. ДПП предусмотрены каникулы
для учащихся:
- в течение учебного года в объеме не менее 4х недель;
- для учащихся первого класса - дополнительные недельные каникулы.
При реализации ДПП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной
нагрузки обязательной части по предметным областям (далее ПО) ПО.
01.составляет 2436 часов, ПО. 02. – 461 час, в том числе и учебным предметам
(УП):

ПО.01.Театральное исполнительское искусство: УП.01.Театральные игры – 130
часов,
УП.02.
Основы
актерского
мастерства
–
429
часов,
УП.03.Художественное слово – 263 часа, УП.04. Сценическое движение – 165
часов, УП.05. Ритмика – 65 часов, УП.06.Танец – 461 час; УП.07. Подготовка
сценических номеров- 462 часа. ПО.02.Теория и история искусств: УП.01. –
Слушание музыки и музыкальная грамота – 263 часа, УП.02. Беседы об
искусстве – 99 часов, УП.03.История театрального искусства – 99 часов.
При реализации программы «Искусство театра» со сроком обучения 8 лет
общий объем аудиторной нагрузки вариативной части составляет 395 часов, в
том числе по предметной области вариативной части учебного предмета:
В.04.УП.01. «Вокальный ансамбль» - 263 часа, В.01.УП.02 «Постановка
голоса»- 132 часов.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления
подготовки учащихся, определяемой содержанием обязательной части,
получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков. Объем
времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия учащихся с
присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема
времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на
аудиторные занятия.
При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу учащихся,
которая подробно освещается в учебных программах по каждому предмету.
Объем времени на самостоятельную работу учащихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций и методической целесообразности.
1.11. При приеме на обучение по ДПП Школа проводит отбор детей с
целью выявления их творческих способностей, необходимых для освоения
программы данной программы. Порядок и сроки проведения отбора детей
устанавливаются Школой самостоятельно в соответствии с нормативным
актом, отражающим правила приема, приемную компанию, приемную
комиссию, комиссию по отбору и апелляционную комиссию, указывающим
отсутствие приема посреди года, приема по переводу из других школ решением
директора. До проведения отбора Школа вправе проводить предварительные
прослушивания
консультации
в
порядке,
установленном
Школой
самостоятельно. Отбор детей проводится в форме вступительных испытаний
(экзаменов), содержащих творческие задания, позволяющие определить
музыкально-ритмические
и
координационные
способности
ребенка
(музыкальность, артистичность, танцевальность), а также его физические
данные.
1.12. Оценка качества образования по ДПП производится на основе ФГТ.
1.13. Освоение учащимися ДПП завершается итоговой аттестацией
учащихся, проводимой Школой.

2. Характеристика знаний, умений и навыков выпускников
2.1. Требования к выпускнику.
Минимум содержания должен обеспечивать целостное художественноэстетическое развитие личности учащегося и приобретение ею в процессе
освоения образовательной программой (далее - ОП) театральноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы (8-милетнего срока обучения) «Искусство
театра» является приобретение выпускниками следующих знаний, умений и
навыков в предметных областях (далее ПО):
в ПО 01. театральное исполнительское искусство:
- знания профессиональной терминологии;
- знание основ техники безопасности при работе на сцене;
- умение использовать выразительные средства для создания художественного
образа (пластику, мимику и т.д.);
- умение использовать приобретенные технические навыки при решении
исполнительских задач;
- умение воплощать образную музыкальную и пластическую характеристику
через приемы сценического движения;
- умение анализировать свою работу и работу других обучающихся;
- навыков владения основами актерского мастерства;
- навыков владения средствами пластической выразительности;
- навыков участия в репетиционной работе;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального
представления;
- навыков использования игровых и тренинговых упражнений для избавления
от психологических проблем;
- навыков тренировки психологического аппарата;
в ПО. 02. теории и истории искусств:
- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области
театрального, музыкального и изобразительного искусства;
- знание основных средств выразительности театрального, музыкального и
изобразительного искусства;
- знание основных этапов развития театрального искусства;
- первичные знания об истории возникновения жанров театрального искусства;
- знание отечественных и зарубежных произведений искусства в области
театрального, музыкального, изобразительного искусства;
- знание театральной терминологии;
- первичные знания музыкальной грамоты, знание основных музыкальных
жанров в их взаимосвязи с другими видами искусства.
3. Требования к результатам освоения образовательной программы
(по учебным предметам)

Результаты освоения программы «Искусство театра» по учебным предметам
обязательной части должны отражать:
ПО. 01. Театральное исполнительское искусства
УП. 01. Театральные игры:
знание

основных видов и типов игр;

основных приемов и средств воплощения игровой ситуации;
умение

объяснять правила проведения игры;

координировать свои действия с участниками игры;
навыки

коллективного творчества при реализации события в игровом задании;

владения голосом, средствами пластической выразительности при
создании игрового образа;

координации движений;
УП. 02. Основы актерского мастерства:
знание

основных жанров театрального искусства: трагедии, комедии, драмы;

профессиональной терминологии;

основ техники безопасности при работе на сцене;
умение

использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с
созданием художественного образа при исполнении роли в спектакле
или в концертном номере;

работать над ролью под руководством преподавателя;

использовать полученные знания в создании характера сценического
образа;

выполнять элементы актерского тренинга;
навыки

по сочинению небольших этюдов на заданную тему;

репетиционно-концертной работы;

по использованию театрального реквизита;

по анализу собственного исполнительского опыта.
УП. 03. Художественное слово:
знание

приемов дыхания, характерных для театрального исполнительства;

строения артикуляционного аппарата;

основных норм литературного произношения текста;
умение

работать с литературным текстом;


устанавливать непосредственное общение со слушателем;
навыки

по использованию голосового аппарата, владению дыханием;

владение выразительными средствами устной речи;

по тренировке артикуляционного аппарата.
УП. 04. Сценическое движение:
знание


в области физической культуры и техники безопасности при исполнении
пластических заданий на сцене;

технических приемов сценического движения, в том числе с
использованием различных театральных аксессуаров для создания
художественного образа;

профессиональной терминологии;
умение


использовать элементы пластической техники при создании
художественного образа;

использовать технические приемы сценического движения, в том числе с
использованием различных театральных аксессуаров для создания
художественного образа;

распределять движения во времени и пространстве;
навыки


владения средствами пластической
физических упражнений;
УП. 05. Ритмика:
умение

выразительности,

комплексом




эмоционально выразительно выполнять ритмические упражнения;
работать в творческом коллективе, вежливо, тактично и уважительно
относиться к партнерам на сцене;

анализировать и исправлять допущенные ошибки;
навыки


по применению полученных знаний и умений в практической работе на
сцене при исполнении концертного номера или роли в учебном
спектакле;
УП. 06 Танец:
знание

основной терминологии в области хореографического искусства;

элементов и основных комбинаций классического и народного танцев;



средств художественной выразительности при создании образа в
танцевальном жанре;

принципов взаимодействия музыкальных и танцевальных выразительных
средств;
умение

исполнять элементы и основные комбинации классического и народного
сценического танцев;

запоминать и воспроизводить танцевальный текст;
навыки

исполнения элементов классического и народного сценического танцев;
УП.07. Подготовка сценических номеров:
умение

подготовить концертно-сценический номер или фрагмент театральной
роли под руководством преподавателя;

работать в творческом коллективе, вежливо, тактично и уважительно
относиться к партнерам по сцене;

анализировать и исправлять допущенные ошибки;
навыки

по применению полученных знаний и умений в практической работе на
сцене при исполнении концертного номера или роли в учебном
спектакле;
ПО. 02. Теория и история искусств
УП. 01. Слушание музыки и музыкальная грамота:
знание

специфики музыки как вида искусства;

музыкальной терминологии, актуальной для театрального искусства,

основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение
музыкального произведения);
умение

воспринимать музыкальные произведения, анализировать их строение,
определять художественно-образные и жанровые особенности;

пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для театрального
искусства;

различать тембры музыкальных инструментов;

запоминать,
воспроизводить и анализировать (интонировать,
просчитывать)
метр, ритм и мелодику несложных музыкальных
произведений.
УП. 02. Беседы об искусстве:
знание

об особенностях использования выразительных средств в области
театрального, музыкального и изобразительного искусства;



произведений в области театрального, музыкального и изобразительного
искусства;
навыки

эмоционально-образного восприятия произведений театрального,
музыкального и изобразительного искусства;

самостоятельной творческой работы в области музыкального и
изобразительного искусства
УП. 03. История театрального искусства:
знание

основных эстетических и стилевых направлений в области театрального
искусства;

основных этапов развития театрального искусства;

основных исторических периодов развития отечественного и
зарубежного театрального искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств;

истории возникновения и развития жанров театрального искусства;

театральной терминологии;

классического и современного театрального репертуара;
умение

анализировать произведение театрального искусства с учетом их
жанровых и стилистических особенностей;
Результаты освоения программы «Искусство театра» по учебному предмету
вариативной части отражают:
В. 04.УП.01. Вокальный ансамбль:
умение

выравнивать звучание гласных по тембру;

передавать в движении синкопированный ритм музыки (хлопки,
прищелкивание пальцами, притопы);

петь двухголосные песни с элементами трехголосия;

изменять окраску звука в зависимости от характера и стиля произведения,
филировать звук;

устойчиво интонировать мелодии, содержащие все виды мажора и
минора, хроматизмы;

исполнять произведения с простейшими видами полифонии;

петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

петь с сопровождением и с фонограммой.
В. 04.УП.02. Постановка голоса:
Умение

использовать выразительные средства для создания художественного
образа;


самостоятельно разучивать музыкальные произведения
различных
жанров и стилей;

работать с микрофоном, с фонограммой, вокально-усилительной
аппаратурой;

работать с текстом, в том числе, иностранным;
знание

основ музыкальной грамоты;

основных средств выразительности, используемых в
музыкальном
искусстве;

наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
навыки

публичных выступлений;

общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности школы.

исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение).
4. Документы,
определяющие
образовательного процесса

содержание

и

4.1.Графики образовательного процесса (см. приложение №1)

организацию

4.2. Учебный план (см. приложение №2).
ДПП включает в себя учебные планы, которые являются её неотъемлемой
частью:
- учебный план с нормативным сроком освоения 8 лет;
Учебные планы, определяют содержание и организацию образовательного
процесса в Школе по ДПП «Искусство театра», разработаны с учетом
- преемственности образовательных программ в области театрального
искусства среднего профессионального и высшего профессионального
образования,
сохранения
единого
образовательного
пространства,
индивидуального творческого развития учащихся;
- ФГТ, в соответствии с графиками образовательного процесса ОУ и сроков
обучения по ДПП, а также отражают структуру программы «Искусство театра»,
установленную ФГТ, в части:
- наименования предметных областей и разделов;
- форм проведения учебных занятий;
- проведения консультаций;
- итоговой аттестации учащихся с обозначением ее форм и их наименований.
Учебные планы программы ДПП предусматривают максимальную,
самостоятельную и аудиторную нагрузку учащихся и определяют перечень,
последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и
учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по
каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную
нагрузку обучающихся). Максимальный объем учебной нагрузки учащихся,
предусмотренный программой «Искусство театра» не превышает 26 часов в
неделю. Общий объем аудиторной нагрузки учащихся (без учета времени,
предусмотренного на консультации, промежуточную аттестацию и участие
учащихся в творческой и культурно-просветительской деятельности ОУ) не
превышает 14 часов в неделю.
Учебный план программы «Искусство театра» содержит следующие
предметные области:
- ПО.01. Театральное исполнительское искусство;
- ПО.02.Теория и история искусств
и разделы: консультации, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые
состоят из учебных предметов (далее – УП).

ПО. 01. «Театральное исполнительское искусство»
ПО. 01. УП. 01. «Театральные игры»
Учебный предмет «Театральные игры» является первой ступенью в
комплексе предметов предметной области «Театральное исполнительское
искусство». Программа рассчитана на обучение детей младшего школьного
возраста.
Реализация данной программы будет способствовать лучшему
освоению программы «Основы актёрского мастерства», являющейся базовой
в структуре предпрофессиональной программы «Искусство театра».
Программа «Театральные игры» учитывает особенности младшего
школьного возраста и предполагает освоение различных типов игр, а также
приобретение умения провести эти игры со своими сверстниками.
ПО. 01. УП. 02. «Основы актерского мастерства»
Учебный предмет «Основы актерского мастерства» является основным
в комплексе предметов предметной области «Театральное исполнительское
искусство», использует и координирует все практические навыки,
приобретаемые учащимися в процессе освоения уроков по художественному
слову, пластическим и музыкальным предметам; включает в работу и
физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребенка.
Предмет формирует определенные актерские исполнительские знания,
умения и навыки; знакомит с сущностью исполнительского театрального
творчества, с выразительностью и содержательностью сценического
действия; способствует выявлению творческого потенциала учащегося.
ПО. 01. УП. 03. «Художественное слово»
Предмет «Художественное слово» тесно связан с другими учебными
предметами программы «Искусство театра». При выполнении комплексов по
технике речи, в разделе «Сценическая речь» преподаватель включает
элементы сценического движения, мастерства актёра. При разборе
произведений также применяется метод действенного анализа, являющийся
профессиональным инструментом при разборе пьесы и роли.
В то же время, задачи программы «Художественное слово» шире и
предполагают комплексный подход, включающий не только освоение
знаний, умений и навыков по технике и логике речи, искусству
художественного слова, но и развитие культуры речевого общения,
расширение кругозора чтения, повышение общекультурного уровня ребёнка.
ПО. 01. УП. 04. «Сценическое движение»
Учебный предмет «Сценическое движение» относится к обязательной части
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
«Искусство театра» и изучается во взаимосвязи с такими предметами, как
«Основы актерского мастерства», «Танец», «Подготовка сценических
номеров».

Учебный предмет «Сценическое движение» направлен на
формирование у учащихся необходимых знаний в области объективных
законов сценического движения и умения их использовать.
ПО. 01. УП. 05. «Ритмика»
На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее
обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального,
двигательного, физического и интеллектуального.
Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух,
память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учащихся,
знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Дети получают возможность самовыражения через музыкальноигровую деятельность.
Изучение предмета «Ритмика» тесно связано с изучением предметов
«Слушание музыки и музыкальная грамота», «Танец».
ПО. 01. УП. 06. «Танец»
Программа «Танец», основанная на движениях под музыку, развивает и
музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические
процессы, которые лежат в их основе.
Танец способствует правильному физическому развитию детей, имеет
оздоровительное значение, способствует более глубокому эмоциональноосознанному восприятию музыки, большей тонкости слышания и различения
отдельных музыкально-выразительных средств, пониманию музыкальных
стилей и жанров.
Изучение предмета «Танец» тесно связано с изучением предметов
«Слушание музыки и музыкальная грамота», «Ритмика», « Актёрское
мастерство», «Сценическое движение».
ПО.01.УП. 07. «Подготовка сценических номеров»
Учебный предмет «Подготовка сценических номеров» - это
репетиционный
процесс
постановочной
работы,
осуществляемый
преподавателями профильных предметов, который объединяет, использует и
координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в
процессе освоения уроков по художественному слову, актерскому
мастерству, пластическим и музыкальным предметам.
Учебный предмет направлен на создание плодотворного и
целесообразного репетиционного процесса, нацеленного на рост актерских
умений в различных сферах творческого самовыражения.
Процесс подготовки сценических номеров формирует у детей и
подростков исполнительские умения и навыки в различных жанрах и
театральных направлениях, знакомит с сущностью, выразительностью и
содержательностью исполнительского искусства, способствует выявлению
творческого потенциала и индивидуальности каждого учащегося, включая в
работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка.

ПО. 02. « Теория и история искусств»
ПО. 02. УП. 01. «Слушание музыки и музыкальная грамота»
Учебный предмет играет важную роль в комплексе предметов,
развивающих образное мышление, восприятие и художественный вкус.
Особенностью учебного предмета является соединение на занятиях двух
видов деятельности в области музыкального искусства: слушание музыки и
музыкальной грамоты.
ПО. 02. УП. 02. «Беседы об искусстве» (театральном, музыкальном,
изобразительном)
Целевая направленность учебного предмета «Беседы об искусстве» введение
учащихся в мир культуры и искусства, формирование
первоначальных знаний об искусстве как явлении культуры.
Знание истории культуры и искусства дает ребенку возможность
приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять
общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения
ценностей культуры. Культурно-воспитательная функция искусства
расширяет духовное пространство ребенка, помогает познать культурный
смысл творчества, способствуя выявлению творческого потенциала самого
учащегося.
ПО. 02. УП. 03. «История театрального искусства»
Знание истории культуры и искусства дает ребенку возможность
приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять
общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения
ценностей культуры. Культурно-воспитательная функция искусства
расширяет духовное пространство ребенка, помогает познать культурный
смысл творчества, способствуя выявлению творческого потенциала самого
учащегося.
В. 04. «Вариативная часть»
В.04.УП.01 «Вокальный ансамбль»
Главным направлением программы «Вокальный ансамбль» является:
развитие личности ребенка посредством музыкальной деятельности. Решение
данной проблемы по предлагаемой программе осуществляется через
развитие творческих способностей в музыкальной театрально-игровой
деятельности и вокала. Поэтому важная задача эстетического воспитания
детей – учить воспринимать красоту, формировать эстетические чувства и
потребности. Реализация программы осуществляется по следующим этапам:
1 этап – диагностика;
2 этап – распределение по группам детей для работы по программе;
3 этап – развитие способностей посредством музыкальной деятельности.
В.04.УП.02 «Постановка голоса»

Учебный предмет «Постановка голоса» приобщает учащихся
театрального отделения к системе культурных ценностей в области
вокального искусства, отражающих богатство общечеловеческой и
национальной культуры, развивает музыкально-эстетический кругозор,
воспитывает осознанное, творческое отношение к музыке. Учащиеся
приобретают устойчивые вокальные навыки в сочетании с элементами
исполнительского мастерства.
5. Ресурсное обеспечение образовательной программы.
Для реализации программы «Искусство театра» минимально
необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов
и материально-технического обеспечения включает в себя:

театрально-концертный зал с пианино, пультами, светотехническим и
звукотехническим оборудованием;

балетные залы (классы), имеющие пригодное для танца напольное
покрытие (линолеумное покрытие), балетные станки (палки) вдоль трех
стен, зеркала;

наличие музыкального инструмента (фортепиано) в классе;

учебные
аудитории
для
групповых,
мелкогрупповых
и
индивидуальных занятий, оснащенные фортепиано, звукотехническим
оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами,
шкафами) и оформленные наглядными пособиями.

помещения для работы со специализированными материалами
(фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал), оборудованных
для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных
произведений.

костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов
для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

раздевалку и душевую для учащихся и преподавателей;
 библиотеку.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных
предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Беседы об
искусстве (театральном, музыкальном, изобразительном)», «История
театрального
искусства»
оснащены
пианино,
звукотехническим
оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами,
шкафами) и оформлены наглядными пособиями.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
В Школе создаются условия для содержания, своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания,
обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.
Реализация программы «Искусство театра» обеспечивается доступом
каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и
видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов
учебного плана. Во время самостоятельной работы учащиеся могут быть

обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд Школы укомплектовывается печатными и/или
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями
музыкальных произведений и театральной литературой, специальными
хрестоматийными изданиями, партитурами, соответствующем требованиям
программы «Искусство театра». Основной учебной литературой по учебным
предметам предметной области «Теория и история искусств» обеспечивается
каждый учащийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы
включает
официальные, справочно-библиографические и периодические издания в
расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 учащегося.
6. Требования к условиям реализации образовательной программы
6.1.Требования к вступительным испытаниям.
Формы (и их содержание) отбора детей:
1.
Наблюдение преподавателя за выполнением комплекса упражнений
поступающими во время консультаций на уроке: поступающие на
театральное отделение по программе ДПП «Искусство театра» выполняют
комплекс упражнений для выявления специальных данных и творческих
способностей.
2. На вступительных испытаниях необходимо исполнить:
басню или стихотворение;
песню;
выполнить предложенное комиссией задание (этюд).
3.
Собеседование проводится с каждым поступающим ребенком. В ходе
собеседования задаются вопросы, ответы на которые выявляют уровень
развития кругозора и любознательности, уровень мотивации ребенка к
театральной деятельности, общительность, открытость.
4.
Музыкальный тест: поступающий ребенок исполняет детскую
песенку, или ее часть, прохлопывает определенный ритм, заданный
преподавателем.
5.
Стихотворение: ребенок исполняет стихотворение или басню,
подготовленные дома.
Требования, предъявляемые к уровню творческих способностей детей на
вступительном испытании:
1.
Просмотр и выявление уровня специальных данных поступающих
детей при исполнении предложенного этюда: пластическая выразительность,
координация и чувство ритма с учетом выразительности исполнения данных
комбинаций.

2.
Собеседование проводится с целью выявления уровня мотивации
(интереса) к театральной, исполнительской, творческой деятельности у
поступающих, а также уровня кругозора и интеллектуальных способностей.
3.
Музыкальный тест: определение уровня
- музыкальных данных (музыкальной отзывчивости) и
- развития чувства ритма.
4. Стихотворение, басня: определение выразительного исполнения
подготовленного материала.
Критерии оценок, применяемые при проведении вступительных испытаний
детей на обучение по ДПОП «Искусство театра»:
«5» отлично:
- Высокий уровень исполнения комплекса упражнений: качественное и
художественно осмысленное выразительное исполнение, отвечающее всем
возрастным требованиям на данном этапе развития детей.
«4» хорошо:
- Достаточный уровень исполнения: выразительное исполнение с
небольшими (1-3) недочетами (как в техническом, так и в художественном
плане). Допускаются незначительные неточности в тексте, музыкальном
материале.
«3» удовлетворительно:
- Удовлетворительный уровень исполнения: исполнение не достаточно
выразительно и музыкально с большим количеством недочетов (4-7), а
именно: слабая физическая подготовка, отсутствие свободы исполнения и
эмоциональной отзывчивости, ошибки в исполнении песни, стихотворения,
басни.
«2» неудовлетворительно:
- неудовлетворительный уровень исполнения: слабая координация
движений, отсутствие чувства ритма, музыкальности, плохое знание
подготовленной песни, стихотворения.
6.2 . Методическое сопровождение ОП. Краткие рекомендации по
использованию образовательных технологий.
Педагогическая технология (от др.- греческого техн — искусство,
мастерство, умение; логос — слово, учение) — специальный набор форм,
методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно
используемых в образовательном процессе на основе декларируемых
психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению
прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой
отклонения.
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:


по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или
научной концепции),

по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и
развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по
возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают
лучшие результаты),

по функциям преподавателя, которые он осуществляет с помощью
технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными
ситуациями),

по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает»
конкретная технология, и т. д.

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию
научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая
технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.
Перечень педагогических технологий

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации
педагогического процесса;

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся (активные методы обучения);

Педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации учебного процесса;

Педагогические
технологии
на
основе
дидактического
усовершенствования и реконструирования материала;

Частнопредметные педагогические технологии;

Альтернативные технологии;

Природосообразные технологии;

Технологии развивающего образования;

Педагогические технологии на основе применения новых и новейших
информационных средств;

Социально-воспитательные технологии;

Воспитательные технологии;

Педагогические технологии авторских школ;

Технологии внутришкольного управления.
Школа призвана удовлетворять образовательные потребности граждан,
общества и государства в области художественного образования и
эстетического воспитания, целенаправленного обучения детей и
подростков различным видам искусства в целях выявления
художественно-одаренных
детей,
создания
условий
для
самоопределения и самореализации личности учащихся, развития
индивидуальных способностей каждого ребенка. Современный этап
развития системы дополнительного образования во многом
ориентирован на режим инновационного развития, что проявляется в
ликвидации единообразия образовательных учреждений культуры

дополнительного образования детей, внедрении инновационных
технологий
художественно-творческого развития
учащихся
в
образовательный
процесс,
принципов
полихудожественного
образования через расширение сети дополнительных образовательных
услуг,
открытии
инновационных
образовательных
учреждений,
образовании
и развитии системы экспериментальных площадок по внедрению
педагогических инноваций, разработке новых образовательных проектов
в области художественного образования. Все это требует усиления
внимания к проблеме повышения качества дополнительного
образования школьников, а, следовательно, и определения новых
подходов к разработке ОП по видам искусств детских школ искусств.
Методы обучения ПО. 01. «Театральное исполнительское искусство» ДПП
«Искусство театра»
- метод словесной передачи и слухового восприятия информации (рассказ,
объяснение, беседа и др.). Преподаватель посредством слова излагает,
объясняет учебный материал, а учащиеся посредством слушания,
запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают;
- методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной
информации (иллюстрация, демонстрация, показ и др.). Наглядный показ
материала преподавателем, либо учащимся под руководством преподавателя,
а также демонстрация видеоматериалов;
- методы передачи учебной информации посредством практических,
трудовых действий и тактильного, кинестетического ее восприятия
(упражнения, трудовые действия, повторение и др.). Практические методы
применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами
обучения, так как практической работе по выполнению упражнения, опыта,
трудовой операции должно предшествовать инструктивное пояснение
преподавателя. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно
сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают
анализ его результатов;
- репродуктивные методы (обучение по образцу). Репродуктивные
упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических
умений и навыков, т.к. превращение умения в навык требует неоднократных
действий по образцу;
- проблемно-поисковые методы обучения. При использовании проблемнопоисковых методов обучения преподаватель создает проблемную ситуацию,
организует коллективное обсуждение возможных подходов к ее разрешению,
подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание.
Учащиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают
предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее
приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их
происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения
проблемной ситуации.

На сегодняшний день отмечается устойчивая тенденция внедрения
современных информационных технологий (ИТ) во все отрасли образования,
которая наиболее явно проявляется в ПО 02. «Теория и история искусств»
ДПП «Искусство театра».
Информационные
технологии
в
ДПП рассматриваются
как
совокупность электронных средств и способов их функционирования,
используемых для реализации обучающей деятельности. В настоящее время
значительная часть образовательных и информационно-справочных
программ относится к категории мультимедиа. Мультимедиа - это
взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением
программного обеспечения с использованием современных технических и
программных средств. Они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в
одном цифровом представлении. Мультимедиа технология, объединяющая
компьютерную информацию, имеющее разное физическое представление,
представляет собой один из самых распространенных способов применения
информационных технологий в образовании. Являясь уникальной знаковосимволической системой, мультимедиа открывает широкие перспективы не
только в плане получения определенной информации, но и значительно
стимулирует процесс творческого познания учащихся, расширяя их кругозор,
формируя и развивая интеллект.
6.3. Условия реализации ОП.
Требования к условиям реализации ДПП «Искусство театра» представляют
собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям реализации программы
«Искусство театра» с целью достижения планируемых результатов освоения
данной образовательной программе.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для учащихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития,
эстетического воспитания и художественного становления личности Школа
должна создать комфортную развивающую образовательную среду,
обеспечивающую возможность:

выявления и развития одаренных детей в области театрального
искусства;

организацию
творческой деятельности учащихся путем проведения творческих
мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов,
творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- посещений учащимися учреждений культуры и организаций (филармоний,
выставочных залов, театров, музеев и др.);
- творческой и просветительской деятельности совместно с другими
детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств,
образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального
образования,
реализующими
основные

профессиональные образовательные программы в области театрального
искусства;

использования в образовательном процессе образовательных
технологий, основанных на лучших достижениях отечественного
образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития
театрального искусства и образования;

эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке
педагогических работников и их родителей (законных представителей);

построения содержания программы «Искусство театра» с учетом
индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей
субъектов Российской Федерации;

эффективного управления Школой.
При реализации ДПП со сроком обучения 8 лет продолжительность
учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом
классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе
составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4
недель, в первом классе для учащихся по образовательной программе со
сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные
каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за
исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние
каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных
образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций
осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от
2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
Учащиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков
имеют право на освоение программы «Искусство театра» по
индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление
учащихся не предусмотрено.
ДПП «Искусство театра» обеспечивается учебно-методической
документацией по всем учебным предметам.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа учащихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего
задания учащимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний,
театров, концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих
мероприятиях и просветительской деятельности ОУ.
Выполнение учащимися домашнего задания контролируется преподавателем
и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями,
хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и
видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по

каждому учебному предмету.
Реализация
программы
«Искусство
театра»
обеспечивается
консультациями для учащихся, которые проводятся с целью подготовки их к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению Школы. Консультации могут проводиться
рассредоточено или в счет резерва времени в следующем объеме: 200 часов
при реализации образовательной программы со сроком обучения 8 лет.
Резерв учебного времени устанавливается Школой из расчета одной недели в
учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено,
резерв учебного времени используется на самостоятельную работу учащихся
и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно
использовать
и
после
окончания
промежуточной
аттестации
(экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой учащихся
на период летних каникул.
Оценка качества реализации образовательной программы включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию учащихся и осуществляется в соответствии с «Положением о
текущем контроле знаний и промежуточной аттестации учащихся,
осваивающих дополнительные предпрофессиональные программы в области
искусств» и «Положением об итоговой аттестации учащихся, осваивающих
дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств».
Итоговая аттестация учащихся по ДПП «Искусство театра» проводится
по следующим учебным предметам:
1) Исполнение роли в сценической постановке;
2) История театрального искусства.
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с
программными требованиями, в том числе:

знание основных исторических периодов развития театрального
искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;

знание профессиональной терминологии, театрального репертуара;

навыки музыкально-пластического интонирования;

навыки публичных выступлений;

наличие кругозора в области театрального искусства и культуры.
6.4. Требования к кадровому обеспечению.
Реализация ОП «Искусство театра» в Школе педагогическими работниками,
имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемых учебных предметов ДПП «Искусство театра». Доля
преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование
составляет 100 % процентов в общем числе преподавателей,
обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели -

проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность
педагогических работников направлена на методическую, творческую,
культурно-просветительскую, творческую и методическую работу.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников
должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных
образовательных программ в объеме 72-х часов и более, не реже чем один
раз в три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на
осуществление образовательной деятельности.
Школа создаёт условия для взаимодействия с другими
образовательными
учреждениями,
реализующими
образовательные
программы в области театрального искусства, в том числе и
профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения
недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы,
получения консультаций по вопросам реализации программы «Искусство
театра», использования передовых педагогических технологий.
7. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому
обеспечению текущего контроля для успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации, разработке соответствующих фондов оценочных
средств
7.1. Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает
пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов: «5»; «5-»; «4+»;
«4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2»; «зачет».
Критерии
оценки качества исполнения ПО.01. «Театральное
исполнительское искусство» обязательной части ДПП «Искусство театра»
(промежуточная аттестация).
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
Художественно осмысленное,
технически
качественное, выразительное, исполнение,
отвечающее программным требованиям на
данном этапе обучения
5 - («отлично-»)
Качественно - художественное осмысленное,
выразительное
исполнение,
отвечающее
программным требованиям на данном этапе
обучения с 1-2 техническими неточностями
4+(«хорошо +»)
Выразительное, художественно осмысленное
исполнение,
отвечающее
программным
требованиям на данном этапе обучения с 2-3
техническими неточностями
4 («хорошо»)
Грамотное, выразительное исполнение с
небольшими
(2)
недочетами,
как
в
технических, так и в художественных задачах

4- («хорошо -»)

3+(«удовлетворительно +»)

3 («удовлетворительно»)

3-(«удовлетворительно -»)

2
(«неудовлетворительно»)

«зачет» (без отметки)

Достаточно грамотное исполнение с 3
недочетами, как в технических, так и в
художественных задачах
Исполнение с 4 недочетами, как в технических,
так и в художественных задачах, а именно:
недостаточно и неосмысленно выполнение
движений
Исполнение с большим количеством недочетов
(5), слабая техническая подготовка, неумение
анализировать свое исполнение, незнание и
неиспользование
методики
исполнения
изученных движений и т.д.
Исполнение
с
большим
количеством
недочетов, слабая техническая подготовка,
неумение анализировать свое исполнение,
незнание
и
неиспользование
методики
исполнения изученных движений и т.д.
Комплекс недостатков в техническом и
художественном развитии, низкий уровень
знаний,
умений и навыков, являющийся
следствием
отсутствия
регулярных
аудиторных занятий, а также плохой
посещаемости аудиторных занятий
Отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

ПО. 02. УП. 01. «Слушание музыки и музыкальная грамота»
Оценка «5» («отлично»):

Полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе
обучения
Оценка «4» («хорошо»):

Оценка отражает ответ с небольшими недочетами
Оценка «3» («удовлетворительно»):

Ответ с большим количеством недочетов, а именно: не раскрыта тема,
неточные знания, ошибки в изложении теоретического материала.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):

Комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней
подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную
шкалу

в абсолютном значении: «5» - отлично;
удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно;

«4»-

хорошо;

«3»

-

ПО 01. «Театральное исполнительское искусство» (итоговая аттестация)
УП. 07. «Подготовка сценических номеров»

Оценка «5» («отлично»):
 умение подготовить концертно-сценический номер или фрагмент
театральной роли под руководством преподавателя;
 умение работать в творческом коллективе: вежливо, тактично и
уважительно относиться к партнерам по сцене;
 использовать навыки по применению полученных знаний и умений в
практической работе на сцене при исполнении концертного номера или роли
в учебном спектакле;
 умения использовать приобретенные технические навыки при решении
исполнительских задач;
 умения создавать художественный образ в сценической работе или в
творческом номере;
Оценка «4» («хорошо»):
 умение подготовить концертно-сценический номер или фрагмент
театральной роли под руководством преподавателя;
 умение работать в творческом коллективе: вежливо, тактично и
уважительно относиться к партнерам по сцене;
 использовать навыки по применению полученных знаний и умений в
практической работе на сцене при исполнении концертного номера или роли
в учебном спектакле;
 недостаточно точное умение использовать приобретенные технические
навыки при решении исполнительских задач;
недостаточное умение создавать художественный образ в сценической
работе.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
 слабое умение подготовить концертно-сценический номер или фрагмент
театральной роли под руководством преподавателя;
 слабое умение работать в творческом коллективе: вежливо, тактично и
уважительно относиться к партнерам по сцене;
 неточно использовать навыки по применению полученных знаний и
умений в практической работе на сцене при исполнении концертного номера
или роли в учебном спектакле;
 не совсем точное умение использовать приобретенные технические
навыки при решении исполнительских задач;
недостаточное умение создавать художественный образ в сценической
работе.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):

 неумение подготовить концертно-сценический номер или фрагмент
театральной роли под руководством преподавателя;
 слабое умение работать в творческом коллективе: вежливо, тактично и
уважительно относиться к партнерам по сцене;
 неумение использовать навыки по применению полученных знаний и
умений в практической работе на сцене при исполнении концертного номера
или роли в учебном спектакле;
 неточное умение использовать приобретенные технические навыки при
решении исполнительских задач;

недостаточное умение создавать художественный образ в сценической
работе.
ПО. 02. УП. 03 «История театрального искусства»
Оценка

5 («отлично»)

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)

Критерии оценивания

соблюдение требований к оформлению;
раскрытие темы реферата;
умение обучающегося свободно излагать
содержание реферата;
умение обучающегося давать развернутые
ответы на поставленные вопросы.
соблюдение требований к оформлению;
раскрытие темы реферата;
недостаточно точное умение обучающегося
недостаточно
точно
излагать
содержание реферата;
недостаточно точное умение обучающегося
давать развернутые ответы на поставленные
вопросы.
ответ с большим количеством недочетов: не
раскрыта тема, неточные знания, ошибки в
изложении темы реферата. В определении на
слух материала допускаются: 3 грубые
ошибки или 4-5 незначительные. В целом
ответ
производит
впечатление
поверхностное, что говорит о недостаточно
качественной
или
непродолжительной
подготовке учащихся.
комплекс
недостатков,
являющийся
следствием
отсутствия
домашней
подготовки, а также плохой посещаемости
аудиторных занятий; в определении на слух
темы реферата
более 70%
ответов

ошибочны.
7.2. Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения и навыки.
Требования к выпускной программе УП. 07 «Подготовка сценических
номеров»
(итоговая аттестация)
Выпускной экзамен должен выявить у учащихся полученные за весь
курс обучения по УП. 07. «Подготовка сценических номеров» ДПП
«Искусство театра» следующие знания, умения и навыки:
 умение подготовить концертно-сценический номер или фрагмент
театральной роли под руководством преподавателя;
 умение работать в творческом коллективе: вежливо, тактично и
уважительно относиться к партнерам по сцене;
 умение анализировать и исправлять допущенные ошибки;
 использовать навыки по применению полученных знаний и умений в
практической работе на сцене при исполнении концертного номера или роли
в учебном спектакле;
 умения
использовать
выразительные
средства
для
создания
художественного образа;
 умения использовать приобретенные технические навыки при решении
исполнительских задач;
 умения воплощать музыкальную и пластическую характеристику
персонажа;
 умения корректно анализировать свою работу и работу своих партнеров;
 навыков владения средствами пластической выразительности;
 навыков участия в репетиционной работе;
 навыков публичных выступлений;
 навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального
представления;
 навыков тренировки психофизического аппарата;
 знания основных средств выразительности театрального искусства;
 знания театральной терминологии;
 знания выразительных средств
сценического действия и их
разновидности;
 умения вырабатывать логику поведения на сцене, целесообразность
действий;
 умения координироваться в сценическом пространстве;
 умения создавать художественный образ в сценической работе или в
творческом номере;
 навыков по владению психофизическим состоянием;
 умения проводить анализ произведений театрального искусства;

 знания основных эстетических и стилевых направлений в области
театрального искусства;
 умение использовать основные элементы актерского мастерства,
связанные с созданием художественного образа при исполнении роли в
спектакле или в концертном номере;
 умение работать над ролью под руководством преподавателя;
 навыков репетиционной и концертной работы;
 навыков по использованию театрального реквизита;
 знания основ техники безопасности при работе на сцене;
 навыков анализа собственного исполнительского опыта.
К числу творческих элементов, которыми должны овладеть учащиеся,
относятся:
 держать внимание к объекту, к партнеру;
 видеть, слышать воспринимать;
 память на ощущения и создание на ее основе образных видений;
 воображение и фантазия;
 способность к взаимодействию;
 логичность и последовательность действий и чувств;
 чувство правды на сцене;
 вера в предлагаемые обстоятельства,
 ощущение перспективы действия и мысли;
 чувство ритма;
 выдержка, самоотдача и целеустремленность.
 мышечная свобода и пластичность;
 владение голосом, произношение;
 чувство фразы;
 умение действовать словом.
7.3. Виды (формы) итоговой аттестации.
Требования к содержанию итоговой аттестации учащихся
определяются ОУ на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Исполнение роли в сценическое постановке;
2) История театрального искусства.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной
интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех
календарных дней.
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с
программными требованиями, в том числе:

знание основных исторических периодов развития театрального
искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;






знание профессиональной терминологии, театрального репертуара;
музыкально-пластического интонирования;
навыки публичных выступлений;
наличие кругозора в области театрального искусства и культуры.

Итоговая аттестация проводится в форме экзаменов, которые проводятся
за пределами аудиторных учебных занятий.
Экзамен итоговой аттестации может приравниваться к сольной
программе учащегося-исполнителя (артиста) с учетом специфики учебного
предмета, индивидуальных особенностей, возможностей, творческих
способностей, исполнительской одаренности, высокого уровня знаний,
умений и навыков по предмету.
Итоговая аттестация по УП. 07 «Подготовка сценических номеров» и
УП.03. ПО.02. «История театрального искусства» не может быть заменена
оценкой качества освоения ДПП «Искусство театра» этих УП на основании
итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
учащихся.
Итоговая аттестация по УП. 03 «История театрального искусства» ПО. 02
проводится в форме сдачи билетов.
8. Программы учебных предметов
Программы учебных предметов в соответствии с ФГТ являются
неотъемлемой частью программы «Искусство театра», разработанной
педагогическим коллективом Школы. Все программы учебных предметов
разработаны
преподавателями
по
каждому
учебному
предмету
самостоятельно, с учетом

ФГТ к ДПП в области театрального искусства «Искусство театра»;

проектов программ
по учебным предметам
ДПП в области
театрального искусства «Искусство театра» - М., 2012 г;
в соответствии с учебным планом. Все УП ДПП «Искусство театра»
срок обучения – 8 лет прошли обсуждение на заседании методического
совета Школы, имеют внешние и внутренние рецензии.
Программы учебных предметов выполняют следующие функции:
-нормативную, является документом, обязательным для выполнения в
полном объеме;
-процессуально-содержательную,
определяющую
логическую
последовательность усвоения элементов содержания, организационные
формы и методы, средства и условия обучения;
-оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания,
устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных
знаний, умений и навыков.
Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру,
содержат:
- титульный лист

- пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета,
его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного
предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с
указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на
внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные
занятия), формы проведения учебных аудиторных занятий (групповая,
мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета,
межпредметные связи, краткое обоснование структуры программы, методы
обучения, описание материально-технических условий реализации учебного
предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты;
- учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных
предметов);
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, систему оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень
литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения.
- список литературы и средств обучения, необходимый для реализации
программы учебного предмета
В программах учебных предметов ДПП отражено обоснование объема
времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания.
Перечень программ учебных предметов по предметным областям
обязательной части 8-летнего срока обучения:
ПО. 01 . Театральное исполнительское искусство:
ПО. 01.УП.01 «Театральные игры»
ПО. 01.УП.02 «Основы актерского мастерства»
ПО. 01.УП.03 «Художественное слово»
ПО. 01.УП.04 «Сценическое движение»
ПО. 01.УП.05 «Ритмика»
ПО. 01.УП.06 «Танец»
ПО. 01.УП.07 «Подготовка сценических номеров»
ПО. 02. Теория и история искусств:
ПО. 02.УП.01 « Слушание музыки и музыкальная грамота»
ПО. 02.УП.02 «Беседы об искусстве (театральном,
изобразительном)»
ПО. 02.УП.03 « История театрального искусства»

музыкальном,

Перечень программ учебных предметов вариативной части 8-летнего
срока обучения:
В. 04. УП.01 «Вокальный ансамбль»
В.04.УП.02 «Постановка голоса»

9. Программа творческой, методической и просветительской
деятельности
Программа творческой, методической и просветительской деятельности
разрабатывается
Школой на каждый учебный год самостоятельно,
утверждается приказом директора и является неотъемлемой частью ДПП
«Искусство театра», реализуемой в Школе и отражается в общем плане
учебно-воспитательной работы учреждения в соответствующих разделах.
Цели программы:
- создание в Школе комфортной развивающей образовательной среды всем
участникам образовательного процесса для обеспечения качества
образования, его доступности, открытости, привлекательности для учащихся,
их родителей (законных представителей) и всего общества, а также духовнонравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности;
- развитие творческих способностей учащихся, выявление одаренных детей в
сфере театрального исполнительства
с учетом дальнейшей их
профориентации, а также приобщение учащихся к лучшим достижениям
отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой
культуры среди различных слоёв населения, приобщение их к духовным
ценностям.
Задачи программы:

Организация
- творческой деятельности учащихся путем проведения самостоятельных
(сольных) и совместных мероприятий всех отделений Школы театрального
отделения с хореографическим, музыкальным и художественным на
выставках, конкурсах, фестивалях, мастер-классах, олимпиадах, творческих
встречах, концертах и др.
- посещения учащимися учреждений и организаций сферы культуры и
искусства городов области, городов РФ;
- творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам
искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального
образования, реализующими основные профессиональные образовательные
программы в области театрального, хореографического, музыкального и
художественного искусства;
- эффективной самостоятельной работу учащихся при поддержке
преподавателей образовательного учреждения и родителей (законных
представителей);

Использование
- в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на
лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и
искусства, а также современного развития театрального
искусства и
образования;


Обеспечение программы учебно-методической документацией по всем
учебным предметам, для самостоятельной работы учащихся.

Создание учебных творческих коллективов. Деятельность коллективов
регулируется локальными актами Школы и осуществляется в рамках как
учебного, так и внеучебного времени.

Повышение качества педагогического мастерства и методической
работы Школы через регулярное участие преподавателей в методических
мероприятиях на уровне города, округа, области (мастер-классы, конкурсы,
концерты, творческие отчеты, конференции, форумы, семинары, КПК и др.),
а также обобщение опыта педагогической и методической работы
педагогического коллектива Школы, сохранение педагогических традиций.
В рамках творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности Школа сотрудничает с общеобразовательными школами,
дошкольными
учреждениями города,
школами искусств
и др.
учреждениями культуры Верхнесалдинского городского округа, а также
городов области.
Методическая программа Школы направлена на непрерывность
профессионального развития педагогических работников. В рамках
методической программы работники Школы в пределах имеющихся
финансовых возможностей осваивают дополнительные профессиональные
ОП в объеме 72-х часов и более, не реже чем один раз в три года в
учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной
деятельности.
Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная
готовность работников образования к реализации ФГТ:
• обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему
ценностей современного образования;
• принятие идеологии ФГТ по видам искусств;
• освоение системы требований к структуре УП и ОП, результатам их
освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов
образовательной, творческой деятельности учащихся;
• овладение учебно-методическими и информационно- методическими
ресурсами, необходимыми для успешного внедрения и реализации ФГТ.
Одним из условий готовности и внедрения образовательным
учреждением ФГТ являются условия финансирования ДПП «Искусство
театра», а также создание системы методической работы, обеспечивающей
сопровождение деятельности преподавателей на всех этапах реализации
ФГТ.
Педагогические работники Школы

осуществляют и реализовывают творческую, методическую работу и
инновационную деятельности:

разрабатывают
УП
(учебно-методическое
обеспечение)
по
преподаваемым ими предметам в рамках ДПП обязательной и вариативной
части в области театрального искусства с учетом ФГТ;

- повышают профессиональную компетентность, выступая с докладами,
лекциями, сообщениями на педагогических советах, производственных
совещания, педагогических гостиных, методических объединениях;
- посещают мастер-классы, семинары, лекции, КПК, являясь активными
участниками данных видов деятельности;
-публикуют опыт творческо-педагогической, учебно-воспитательной,
методической работы своей деятельности;

используют в образовательном процессе образовательные технологии,
основанные на лучших достижениях отечественного образования в области
искусств, а также современном уровне его развития;
С целью организации методической работы в Школе проводятся
следующие мероприятия:

Школьные семинары, посвящённые содержанию ФГТ.

Конференции участников образовательного процесса округа и
социальных партнёров ДШИ по итогам разработки ДПП, её отдельных
разделов, проблемам ее апробации и введения ФГТ.

Участие преподавателей в разработке всех УП основной части ДПП
«Искусство театра» и примеров программ вариативной части, а также
отдельных разделов структуры ОП.

Участие преподавателей в проведении мастер-классов, круглых столов,
стажёрских площадок, «открытых» уроков, внеурочных занятий и
мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации ДПП с
учетом ФГТ.
Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут
осуществляться в разных формах: совещания при директоре, заседания
Педагогического и Методического советов, решения Педагогического совета,
презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д.
Психолого-педагогические условия реализации ДПП «Искусство театра»
обеспечиваются на основе

преемственности основных профессиональных образовательных
программ среднего профессионального и высшего профессионального
образования в области театрального искусства, с учётом специфики
индивидуального (возрастного) психофизического развития учащегося, в том
числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в
подростковый;

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности
участников образовательного процесса;

обеспечение вариативности направлений и форм, методов и программ,
а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения
участников образовательного процесса;

создание благоприятных условий для сохранения единства
образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и
искусства.

Просветительские мероприятия театрального отделения ДШИ,
ставшие традиционными в рамках Арт-проекта «Искусство без границ»
№
1
2

3
4
5

Мероприятие

периодичность Целевая
аудитория
Отчетный концерт ДШИ
1раз в год
Обучающиеся,
родители
Тематические праздники:
По 1 в год
Обучающиеся,
«День Музыки», «Посвящение в
родители
юные театралы»,
«Выпускной
вечер» и др.
Лекции-концерты
для Не менее 1
Обучающиеся,
обучающихся и родителей
раза в год
родители
Классные собрания-концерты
1 раз в
Обучающиеся,
полугодие
родители
Концерты студентов музыкальных Не менее 1
Обучающиеся,
учебных
заведений,
мастеров раза в
преподаватели
искусств
полугодие

6 Школьные тематические конкурсы По
по отделениям
отделениям 1
раза в год
8 Организация
и
проведение Не менее 1
концертов и спектаклей в рамках раза в
проекта «Детская филармония» для полугодие
обучающихся ОУ
9 Концертные
выступления
и 1 раз в
творческие мероприятия
полугодие
10 Внеурочные
мероприятия Не менее 1-2
(посещение театров, концертных раз в год
залов, музеев, выставок)
11 Участие в социально значимых 1-2 раза в год
программах
и
мероприятиях
(Концерты ко Дню матери, Дню
пожилых людей, декаде людей с
ограниченными
возможностями
здоровья)
12 Организация
сотрудничества
с 1-2 раза в
детскими
дошкольными полугодие
учреждениями,
проведение
концертов, спектаклей «Детской
филармонии», спектаклей
13 Участие в наиболее значимых ежегодно
городских, областных культурных

Обучающиеся,
родители
Обучающиеся,
преподаватели,
родители
Преподаватели,
обучающиеся
Обучающиеся,
родители
Обучающиеся

Обучающиеся,
преподаватели,
дошкольники
Преподаватели,
обучающиеся

мероприятиях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Так же на сайте установлено ПО Яндекс-метрика, которое фиксирует посещаемость сайта. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».