ДПП Хоровое пение

ОДОБРЕНА:
Педагогическим советом ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ»
протокол № 1
от «
30 »
августа
2024 г.

Содержание
1.

Общее положение

2. Характеристика знаний, умений и навыков выпускников
2.1. Требования к выпускнику.
3. Требования к результатам освоения образовательной программы (по
учебным предметам).
4. Документы,
определяющие
содержание
и
организацию
образовательного процесса
4.1. График образовательного процесса.
4.2. Учебные планы.
5.

Ресурсное обеспечение образовательной программы

6.

Требования к условиям реализации образовательной программы

6.1. Требования к вступительным испытаниям.
6.2. Методическое сопровождение ОП.
6.3. Условия реализации ОП.
6.4. Требования к кадровому обеспечению.
7. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому
обеспечению текущего контроля для успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации, разработке соответствующих фондов оценочных
средств.
8. Перечень учебных предметов
«Хоровое пение»:

основной и вариативной части ДПП

ПО 01. Музыкальное исполнительство:
УП. 01 «Хор»
УП. 02. «Фортепиано»
УП. 03 «Основы дирижирования»

ПО 02. Теория и история музыки:
УП. 01 «Сольфеджио»
УП. 02 «Слушание музыки»
УП. 03 «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная)

Вариативная часть
В.04.УП.05. «Фортепиано»

В.04. УП. 01. «Ансамбль»
В.04.УП.06. «Основы сольного академического пения»

9. Программа
деятельности

творческой,

методической

и

просветительской

1. Общее положение
1.1.Дополнительная

предпрофессиональная
программа
в
области
музыкального искусства «Хоровое пение» (далее - ДПП) определяет
содержание и организацию образовательного процесса в государственном
бюджетном учреждении дополнительного образования Свердловской области
«Верхнесалдинская детская школа искусств» (далее – Школа). Школа вправе
реализовывать ДПП при наличии соответствующей лицензии на осуществление
образовательной деятельности.
1.2. Настоящая ДПП составлена на основе Федерального закона «Об
образовании в РФ» №273-ФЗ от 29. 12. 2012 г., вступивший в силу с 01.09.2013
г., в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее –
ФГТ) к ДПП «Хоровое пение», утвержденными приказом Министерства
культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года №163, «Положения о
порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по
дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в
области искусств», утвержденном приказом Министерства культуры
Российской Федерации от 1 октября 2018 № 1685. ФГТ «Хоровое пение»
устанавливают обязательные требования к минимуму содержания, структуре и
условиям реализации ДПП и сроку обучения по этой программе.
1.3.
Настоящая ДПП является

комплексом учебно-методических документов, сформированным на
основе ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации ДПП в
области музыкального искусства «Хоровое пение»;
1.4. ДПП составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем
детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков хорового пения,
позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с
необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- воспитание у детей культуры хорового музицирования;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства.
1.5. ДПП разработана с учётом:
- обеспечения преемственности с основными профессиональными
образовательными программами среднего профессионального и высшего
профессионального образования в области музыкального искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в
сфере культуры и искусства.
1.6. Цели программы:
развитие

музыкально-творческих
способностей
обучающегося
на
основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного
исполнительства;
формирование
- у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства;
- у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
- у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
воспитание
- детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной
требовательности;
выработка
- у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации,
приобретению навыков творческой деятельности;
- умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению
самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать
объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с
преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;
- уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной
деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения
результата.
1.7. Срок освоения ДПП для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в
возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
1.8. Срок освоения для детей, не закончивших освоение образовательной
программы основного общего образования или среднего (полного) общего
образования и планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства, может быть увеличен на один год и
составляет 9 лет.
1.9. Школа имеет право реализовывать ДПП в сокращенные сроки, а также
по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
1.10. Продолжительность учебного года в первом классе составляет 32
учебные недели, со 2 по 8 классы - 33 недели. ДПП предусмотрены каникулы
для обучающихся:
- в течение учебного года в объеме не менее 4х недель;
- для учащихся первого класса - дополнительные недельные каникулы.
- летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением
последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в
сроки, установленные при реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования.
Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций

осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
В выпускные классы поступление учащихся не предусмотрено.
При реализации ДПП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной
нагрузки обязательной части по предметным областям (далее ПО) ПО. При
реализации программы "Хоровое пение" со сроком обучения 8 лет общий
объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1933 часа, в
том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01. Музыкальное исполнительство: УП.01. Хор - 921 час, УП.02.
Фортепиано - 329 часов, УП.03. Основы дирижирования - 25 часов;
ПО.02. Теория и история музыки: УП.01. Сольфеджио - 378,5 часа, УП.02.
Слушание музыки - 98 часов, УП.03. Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная) - 181,5 часа.
При реализации программы «Хоровое пение» общий объем аудиторной
нагрузки вариативной части составляет 280 часов, в том числе по предметной
области вариативной части учебных предметов: В. 04. УП.05. «Фортепиано» 98,5 часов, В.04.УП.01. «Ансамбль» - 49,5 часа, В.04.УП.06. «Основы сольного
академического пения»- 132 часа.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления
подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части,
получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Объем
времени вариативной части, предусматриваемый Школой на занятия
обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 40
процентов от объема времени предметных областей обязательной части,
предусмотренного на аудиторные занятия.
При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся,
которая подробно освещается в учебных программах по каждому предмету.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций и методической целесообразности.
1.11. При приеме на обучение по ДПП Школа проводит отбор детей с целью
выявления их творческих способностей, необходимых для освоения данной
программы. Порядок и сроки проведения отбора детей устанавливаются
Школой самостоятельно в соответствии с нормативным актом, отражающим
правила приема, приемную компанию, приемную комиссию, комиссию по
отбору и апелляционную комиссию, приема по переводу из других школ
решением директора. До проведения отбора Школа вправе проводить
предварительные прослушивания консультации в порядке, установленном
Школой самостоятельно. Отбор детей проводится в форме творческих заданий,
позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма,
памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно
подготовленные музыкальные произведения на инструменте.
1.12. Оценка качества образования по ДПП производится на основе ФГТ.
1.13. Освоение обучающимися ДПП завершается итоговой аттестацией
обучающихся, проводимой Школой.

2. Характеристика знаний, умений и навыков выпускников
2.1. Требования к выпускнику
Минимум содержания программы «Хоровое пение» должен обеспечивать
целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в
процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы «Хоровое пение» является
приобретение выпускниками
следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях (далее - ПО):
в области музыкального исполнительства:
а) хорового:
- знание характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров
и основных стилистических направлений хорового исполнительства;
- знание музыкальной терминологии;
- умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в
составах хорового и вокального коллективов;
- умение самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;
- умение создавать художественный образ при исполнении музыкальных
произведений;
- навыки чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
- первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
- навыки публичных выступлений;
б) инструментального:
- знание характерных особенностей музыкальных жанров и основных
стилистических направлений;
- знание музыкальной терминологии;
- умение грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;
- умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
- умение создавать художественный образ при исполнении на фортепиано
музыкальных произведений;
- умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании
несложных музыкальных произведений;
- умение исполнять несложные фортепианные партии (аккомпанемент) в
камерно-вокальных произведениях;
- навыки чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыки подбора по слуху музыкальных произведений;
- первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
- навыки публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
- знание музыкальной грамоты;
- знание основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и
зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

- умение использовать полученные теоретические знания при вокальнохоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на
фортепиано;
- умение осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в
письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыки восприятия элементов музыкального языка;
- сформированные ладоинтонационные и метроритмические навыки;
- навыки вокального исполнения музыкального текста, сольфеджирования,
пения с листа;
- навыки анализа музыкальных произведений;
- навыки записи музыкального текста по слуху;
- первичные навыки и умения по сочинению музыкального текста.
3. Требования к результатам освоения образовательной программы
(по учебным предметам)
Результаты освоения программы «Хоровое пение» по учебным предметам
обязательной части должны отражать:
в области музыкального исполнительства:
а) хорового:
- знание основного вокально-хорового репертуара;
- знание начальных теоретических основ хорового искусства, вокальнохоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских
возможностей хорового коллектива;
- знание основ дирижерской техники;
б) инструментального:
- знание основного фортепианного репертуара;
- знание различных исполнительских интерпретаций музыкальных
произведений;
- умение читать с листа на фортепиано несложные хоровые партитуры;
- умение исполнять музыкальные произведения на достаточном
художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
в области теории и истории музыки:
- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области
музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
- первичные знания в области элементарной теории музыки (основные
элементы музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани, типы
изложения музыкального материала);
- умение осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку
длительностей, транспонирование музыкального материала (в тональности и от
звука);
- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением
роли выразительных средств в контексте музыкальных произведений;
- наличие первичных навыков по анализу музыкального текста с точки зрения
его содержания, формы, жанра, ладогармонических, метроритмических,
фактурных, темповых и других элементов музыкального языка;
- навыки сочинения и импровизации музыкального текста;
- навыки восприятия музыки широкого стилистического диапазона.

Результаты освоения программы "Хоровое пение" по учебным предметам
обязательной части должны отражать:
Хор:

наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому
исполнительству;
знание

начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей
хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового
коллектива;

профессиональной терминологии;
умение

умение передавать авторский замысел музыкальных произведений с
помощью органичного сочетания слова и музыки;
навыки

коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе
отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых
произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых
произведений для детей;

исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
Фортепиано:
 воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального
искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;
 сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для
достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений
различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание

в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара,
включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические
произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные
миниатюры);

художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

профессиональной терминологии;
навыки

слухового контроля, чтения с листа и транспонирования музыкальных
произведений разных жанров и форм, несложных хоровых партитур;

по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными
видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных
технических приемов;

по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные
художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкальных произведений;

наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления,

мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.
Основы дирижирования:
знание

основного вокально-хорового репертуара;
умение

создать необходимые условия для раскрытия исполнительских
возможностей хорового коллектива, солиста, разбираться в тематическом
материале исполняемых произведений с учетом характера каждой партии;
навыки

первичного практического опыта по разучиванию музыкальных
произведений с хоровым коллективом.
Сольфеджио:

сформированный комплекс знаний, умений и навыков, способствующих
творческой деятельности и отражающих наличие у обучающегося
художественного вкуса, звуковысотного музыкального слуха, памяти, чувства
лада, метроритма, в том числе:
знание

музыкальных стилей;

в области профессиональной музыкальной терминологии;
умение

сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры,
записывать музыкальные построения средней трудности с использованием
навыков слухового анализа, определять и анализировать аккордовые и
интервальные последовательности;

осуществлять анализ элементов музыкального языка;

импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические
построения;
навыки

вокально-интонационные.
Слушание музыки:

наличие первоначальных знаний о музыке как виде искусства, ее основных
составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских
коллективах (хоровых, оркестровых), основных формах и жанрах;

способность эмоционально воспринимать музыкальные произведения;

умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от
прослушанных музыкальных произведений, провести ассоциативные связи с
фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе
культуры, духовно-нравственном развитии человека;
знание

творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов
согласно программным требованиям;

в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений
зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов,
стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;


знание основных исторических периодов развития зарубежного и
отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы),
основные стилистические направления, жанры;

знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков
музыки;

знание профессиональной музыкальной терминологии;
умение

исполнять на музыкальном инструменте тематический материал
пройденных музыкальных произведений;

умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
композиторов;

умение определять на слух фрагменты того или иного изученного
музыкального произведения;
навыки

по выполнению теоретического анализа музыкального произведения формы,
стилевых
особенностей,
жанровых
черт,
фактурных,
метроритмических, ладовых особенностей;

навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его
понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с
другими видами искусств.
сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса,
пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Элементарная теория музыки:
знание

основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд, лад,
интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения
музыкального материала;
умение

осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения
ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или
хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала
(типов фактур).
Вариативная часть
Ансамбль
знание

начальных основ вокального искусства, вокальных особенностей
ансамблевых партитур, художественно-исполнительских возможностей
вокального ансамбля;

профессиональной терминологии;
умение

умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;


навыки ансамблевого исполнительского творчества, в том числе
отражающие взаимоотношения между солистом и ансамблем;

сформированные практические навыки исполнения
ансамблевых
произведений отечественной и зарубежной музыки, современных
композиторов, народных песен, в том числе произведений для детей;

наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального
ансамбля.
Основы сольного академического пения
знание

начальных основ вокальных, художественно-исполнительских навыков с
учетом специфики развития детского голоса; особенностей развития и
воспитания детского певческого голоса в мутационный период;

знание профессиональной терминологии;
умение

использовать
микстового
характера
разонирования
(плавность
регистровых переходов);

передавать авторский замысел вокального произведения с помощью
органического сочетания слова и музыки;

наличие практических вокальных навыков исполнения народных
произведений в обработке современных композиторов, в том числе a capella,
классических произведений русских и зарубежных композиторов, современной
вокальной музыки;

наличие артистизма и сценического мастерства, личностных качеств
исполнителя - солиста.
Документы, определяющие содержание и организацию
образовательного процесса
4.1.График образовательного процесса (см. приложение №1)
4.

4.2. Учебный план (см. приложение №2).
ДПП включает в себя учебные планы, которые являются её неотъемлемой
частью:
- учебный план с нормативным сроком освоения 8 лет;
Учебные планы, определяют содержание и организацию образовательного
процесса в Школе по ДПП «Хоровое пение», разработаны с учетом
- преемственности образовательных программ в области музыкального
искусства среднего профессионального и высшего профессионального
образования,
сохранения
единого
образовательного
пространства,
индивидуального творческого развития обучающихся;
- ФГТ, в соответствии с графиками образовательного процесса Школы и
сроков обучения по ДПП, а также отражают структуру программы «Хоровое
пение», установленную ФГТ, в части:
- наименования предметных областей и разделов;
- форм проведения учебных занятий;
- проведения консультаций;

- итоговой аттестации обучающихся с обозначением ее форм и их
наименований.
Учебные планы программы ДПП предусматривают максимальную,
самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся и
определяют
перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения
и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по
каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную
нагрузку обучающихся). Максимальный объем учебной нагрузки учащихся,
предусмотренный программой «Хоровое пение» не превышает 26 часов в
неделю Общий объем аудиторной нагрузки обучающихся (без учета времени,
предусмотренного на консультации, промежуточную аттестацию и участие
обучающихся в творческой и культурно-просветительской деятельности
Школы) не превышает 14 часов в неделю.
Учебный план программы «Хоровое пение» содержит следующие
предметные области:
- ПО.01.Музыкальное исполнительство;
- ПО.02.Теория и история музыки
и разделы: консультации, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые
состоят
из
учебных
предметов
(далее
–
УП).

5. Ресурсное обеспечение образовательной программы.
Для реализации программы «Хоровое пение» минимально необходимый
перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и
материально-технического обеспечения включает в себя:

концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим
оборудованием,
библиотеку,
помещения
для
работы
со
специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку,
просмотровый
видеозал),
учебные
аудитории
для
групповых,
мелкогрупповых и индивидуальных занятий, учебную аудиторию для
занятий по учебному предмету «Хор» со специализированным
оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного
предмета «Фортепиано», оснащаются роялями или пианино.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных
предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная),
оснащаются фортепиано или роялями,
звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В Школе создаются условия для содержания, своевременного обслуживания
и ремонта музыкальных инструментов. Школа обеспечивает выступления
учебных хоровых коллективов в сценических костюмах.
Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается доступом
каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудиои видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов
учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть
обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд Школы укомплектовывается печатными и/или
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями
музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями,
партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в
объеме, соответствующем требованиям программы «Фортепиано». Основной
учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и
история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать
официальные, справочно-библиографические и периодические издания в
расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
6. Требования к условиям реализации образовательной программы
6.1. Формы (и их содержание) отбора детей
Требования к вступительным испытаниям.

14

1.
Собеседование проводится с каждым поступающим ребенком. В ходе
собеседования задаются вопросы, ответы на которые выявляют уровень
развития кругозора и любознательности, уровень мотивации ребенка к
занятию музыкой, общительность, открытость.
2.
Музыкальный тест: поступающий ребенок

исполняет одну песню;

запоминает и повторяет звук, мелодический оборот, попевку;

определяет количество одновременно звучащих нот («одна», «две»,
«три», «много»);

определяет направление мелодии, рисует
рукой мелодический
рисунок;

повторяет за преподавателем ритмический рисунок;

исполняет на инструменте 1-2 разнохарактерных произведения (для
поступающих, имеющих музыкальную подготовку).
Требования, предъявляемые к уровню творческих способностей детей на
вступительном испытании
1.
Собеседование проводится с целью выявления уровня мотивации
(интереса) к музыкальной, исполнительской, творческой деятельности у
поступающих, а также уровня кругозора и интеллектуальных способностей.
2. Музыкальный тест проводится с целью определения

музыкальных способностей поступающих;

наличие музыкального слуха (мелодического и гармонического);

музыкальной памяти;

чувства ритма.
На вступительных испытаниях комиссия оценивает

музыкально-слуховые данные (точное повторение мелодии, чистота
интонации);

чувство ритма
(точное повторение ритмического рисунка)
предложенного преподавателем;

музыкальную память (точное повторение мелодии и ритмического
рисунка после первого проигрывания).
Для поступающих, владеющих музыкальным инструментом, при
исполнении музыкальных произведений на инструменте комиссия
оценивает:

умение слушать свое исполнение;

выразительность исполнения, осмысленность фразировки;

владение нотным текстом, аппликатурой, динамическими оттенками,
штрихами;
15


грамотную постановку исполнительского аппарата на начальной
стадии обучения (правильную посадку, свободу плечевого пояса при
исполнении, организацию кисти, координацию, артикуляцию
(работа
пальцев).
Критерии оценок, применяемые при проведении вступительного
испытания
Результаты выполнения заданий оцениваются по пятибалльной системе:
Оценка

Слух

Ритм

Память

5 (отлично)

Пение песни в
характере.
Точное,
выразительное
воспроизведени
е мелодии и
ритма.
Ладотональная
устойчивость.

Точное
повторение
ритма в
заданном темпе
и метре.

Умение
правильно
запомнить
предложенное
задание и точно
его выполнить.

4(хорошо)

Пение песни в
характере.
Небольшие
ошибки в
мелодии и
ритме.
Неустойчивая
интонация.

Достаточно
точное
повторение
ритма в
заданном темпе
и метре.

Затруднение
запоминания
предложенных
заданий с
первого раза.

3

Неточное
интонирование
песни с
ошибками в
мелодии и
ритме.

Ошибки в
ритме и
невыдержанный
темп.

Запоминание с
ошибками
предложенных
заданий.

Отсутствие
правильного
интонирования,
неритмичное,
невыразительно

Неправильное
повторение
ритма.
Несоответствие
заданному

Невозможность
запоминания
предложенных
заданий

(удовлетворительно)

2
(неудовлетворительно)

16

е исполнение
песни

темпу и метру.

Критерии оценок поступающего с музыкальной подготовкой
Оценка

Критерии оценок

5(отлично)

программа
исполнена
технично и выразительно.

4 (хорошо)

программа исполнена с небольшими недочетами в
техническом и исполнительском плане.

убедительно, уверенно,

3 (удовлетворительно) программа исполнена со значительными ошибками.
2
с программой поступающий не справился.
(неудовлетворительно)
6.2. Методическое сопровождение ОП. Краткие рекомендации по
использованию образовательных технологий.
Педагогическая технология (от др.- греческого техн — искусство,
мастерство, умение; логос — слово, учение) — специальный набор форм,
методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно
используемых в образовательном процессе на основе декларируемых
психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению
прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой
отклонения.
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или
научной концепции);

по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и
развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по
возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают
лучшие результаты);

по функциям преподавателя, которые он осуществляет с помощью
технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными
ситуациями);

по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает»
конкретная технология, и т. д.;

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию
научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая
технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.
17

Перечень педагогических технологий

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации
педагогического процесса;

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности обучающихся (активные методы обучения);

Педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации учебного процесса;

Педагогические
технологии
на
основе
дидактического
усовершенствования и реконструирования материала;

Частнопредметные педагогические технологии;

Альтернативные технологии;

Природосообразные технологии;

Технологии развивающего образования;

Педагогические технологии на основе применения новых и новейших
информационных средств;

Социально-воспитательные технологии;

Воспитательные технологии;

Педагогические технологии авторских школ;

Технологии внутришкольного управления.
Школа
призвана удовлетворять образовательные потребности
граждан, общества и государства в области художественного образования и
эстетического воспитания, целенаправленного обучения детей и подростков
различным видам искусства в целях выявления художественно-одаренных
детей, создания условий для самоопределения и самореализации личности
обучающихся, развития индивидуальных способностей каждого ребенка.
Современный этап развития системы дополнительного образования во
многом ориентирован на режим инновационного развития, что проявляется в
ликвидации единообразия образовательных учреждений культуры
дополнительного образования детей, внедрении инновационных технологий
художественно-творческого развития обучающихся в образовательный
процесс, принципов полихудожественного образования через расширение
сети дополнительных образовательных услуг, открытии инновационных
образовательных
учреждений, образовании и развитии системы
экспериментальных площадок по внедрению педагогических инноваций,
разработке новых образовательных проектов в области художественного
образования. Все это требует усиления внимания к проблеме повышения
качества дополнительного образования детей, а, следовательно, и
определения новых подходов к разработке ОП по видам искусств детских
школ искусств.
Методы обучения ПО. 01. «Музыкальное исполнительство» ДПП «Хоровое
пение»
- метод словесной передачи и слухового восприятия информации (рассказ,
объяснение, беседа и др.). Преподаватель посредством слова излагает,
18

объясняет учебный материал, а обучающиеся посредством слушания,
запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают;
- методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной
информации (иллюстрация, демонстрация, показ и др.). Наглядный показ
материала преподавателем, либо обучающимися под руководством
преподавателя, а также демонстрация видеоматериалов;
- методы передачи учебной информации посредством практических,
трудовых действий и тактильного, кинестетического ее восприятия
(упражнения, трудовые действия, повторение и др.). Практические методы
применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами
обучения, так как практической работе по выполнению упражнения, опыта,
трудовой операции должно предшествовать инструктивное пояснение
преподавателя. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно
сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают
анализ его результатов;
- репродуктивные методы (обучение по образцу). Репродуктивные
упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических
умений и навыков, т.к. превращение умения в навык требует неоднократных
действий по образцу;
- проблемно-поисковые методы обучения. При использовании проблемнопоисковых методов обучения преподаватель создает проблемную ситуацию,
организует коллективное обсуждение возможных подходов к ее разрешению,
подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание.
Обучающиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают
предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее
приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их
происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения
проблемной ситуации.
На сегодняшний день отмечается устойчивая тенденция внедрения
современных информационных технологий (ИТ) во все отрасли образования,
которая наиболее явно проявляется в ПО 02. «Теория и история музыки»
ДПП «Хоровое пение».
Информационные
технологии
в
ДПП рассматриваются
как
совокупность электронных средств и способов их функционирования,
используемых для реализации обучающей деятельности. В настоящее время
значительная часть образовательных и информационно-справочных
программ относится к категории мультимедиа. Мультимедиа - это
взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением
программного обеспечения с использованием современных технических и
программных средств. Они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в
одном цифровом представлении. Мультимедиа технология, объединяющая
компьютерную информацию, имеющее разное физическое представление,
представляет собой один из самых распространенных способов применения
19

информационных технологий в образовании. Являясь уникальной знаковосимволической системой, мультимедиа открывает широкие перспективы не
только в плане получения определенной информации, но и значительно
стимулирует процесс творческого познания обучающихся, расширяя их
кругозор, формируя и развивая интеллект.
6.3. Условия реализации ОП.
Требования к условиям реализации ДПП «Хоровое пение» представляют
собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям реализации программы
«Хоровое пение» с целью достижения планируемых результатов освоения
данной образовательной программы.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития,
эстетического воспитания и художественного становления личности Школа
должна создать комфортную развивающую образовательную среду,
обеспечивающую возможность:

выявления и развития одаренных детей в области музыкального
искусства;

организацию
- творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов,
творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- творческой и просветительской деятельности совместно с другими
детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств,
образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального
образования,
реализующими
основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства;

использования в образовательном процессе образовательных
технологий, основанных на лучших достижениях отечественного
образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития
музыкального искусства и образования;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и их родителей (законных представителей);

построения содержания программы «Хоровое пение» с учетом
индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей
субъектов Российской Федерации;

эффективного управления Школой.
ДПП «Хоровое пение» обеспечивается учебно-методической
документацией по всем учебным предметам.
20

Внеаудиторная
(самостоятельная)
работа
обучающихся
сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего
задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний,
театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих
мероприятиях и просветительской деятельности Школы.
Выполнение
обучающимися
домашнего
задания
контролируется
преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и
нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами
лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными
требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация
программы
«Хоровое
пение»
обеспечивается
консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
их к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и
другим мероприятиям по усмотрению Школы. Консультации могут
проводиться рассредоточено или в счет резерва времени в следующем
объеме: 126 часов при реализации образовательной программы со сроком
обучения 8 лет. Резерв учебного времени устанавливается Школой из расчета
одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся
рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную
работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв
учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной
аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной
работой обучающихся на период летних каникул.
Оценка качества реализации образовательной программы включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся и осуществляется в соответствии с «Положением
о промежуточной аттестации учащихся» и «Положением об итоговой
аттестации учащихся, осваивающих дополнительные предпрофессиональные
программы в области искусств».
Итоговая аттестация обучающихся по
ДПП «Хоровое пение»
проводится в форме выпускных экзаменов по следующим учебным
предметам:
1) Хоровое пение;
2) Сольфеджио;
3) Фортепиано.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с
программными требованиями, в том числе:
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества,
исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых
произведений отечественной и зарубежной музыки;
- знание профессиональной терминологии, вокально-хорового и
21

фортепианного репертуара;
- достаточный технический уровень владения фортепиано для
воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений
разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
- умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом
аккордовые, интервальные и мелодические построения;
- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
6.4. Требования к кадровому обеспечению.
Реализация ОП «Хоровое пение» в Школе педагогическими работниками,
имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемых учебных предметов ДПП «Хоровое пение». Доля
преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование
составляет 100 % процентов в общем числе преподавателей,
обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность
педагогических работников направлена на методическую, творческую,
культурно-просветительскую, творческую и методическую работу.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников
должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных
образовательных программ в объеме 72-х часов и более, не реже чем один
раз в три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на
осуществление образовательной деятельности.
Школа создаёт условия для взаимодействия с другими
образовательными
учреждениями,
реализующими
образовательные
программы в области музыкального искусства, в том числе и
профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения
недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы,
получения консультаций по вопросам реализации программы «Хоровое
пение», использования передовых педагогических технологий.
7. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому
обеспечению текущего контроля для успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации, разработке соответствующих фондов оценочных
средств. Критерии используемых оценок
Важным элементом учебного процесса в реализации образовательной
программы «Хоровое пение» в Школе является систематический контроль
успеваемости обучающихся.
Основными видами контроля успеваемости обучающихся являются:
- текущий контроль успеваемости обучающихся;
- промежуточная аттестация обучающихся;
- итоговая аттестация обучающихся.
22

Основными принципами проведения и организации всех видов
контроля успеваемости являются:
- систематичность;
- учет индивидуальных особенностей обучаемого;
- коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся).
В качестве средств текущего контроля успеваемости
Школа
использует контрольные работы, устные опросы, письменные работы,
тестирование,
академические концерты, прослушивания, технические
зачеты.
Каждый из видов контроля обучающихся имеет свои цели, задачи и
формы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся направлен на
поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения обучающегося
к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних заданий, на
повышение уровня освоения текущего учебного материала; имеет
воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические
особенности обучающихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Текущий контроль осуществляется регулярно (каждый 2-3 урок) в
рамках расписания занятий обучающегося и предполагает использование
различных систем оценивания. На основании результатов текущего контроля
выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития
обучающегося и усвоение им образовательной программы на определенном
этапе обучения.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за
пределами аудиторных учебных занятий.
Формы промежуточной аттестации:
- контрольные уроки;
- зачеты (дифференцированные и недифференцированные);
- экзамены;
Виды промежуточной аттестации:
- технические зачеты;
- академические концерты;
- конкурсы;
- исполнения концертных программ и контрольные прослушивания;
- письменные работы и устные опросы.
Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное
исполнение академической программы (или ее части) в присутствии
23

комиссии. Зачеты проводятся с обязательным методическим обсуждением,
носящим рекомендательный аналитический характер.
Академические концерты предполагают исполнение полной учебной
программы, определяют успешность освоения образовательной программы
данного года обучения. Академический концерт проводится с применением
дифференцированных
систем
оценок,
предполагает
обязательное
методическое обсуждение.
Контрольные прослушивания направлены на выявление знаний,
умений и навыков обучающихся по определенным видам работы, не
требующим публичного исполнения и концертной готовности: проверка
навыков самостоятельной работы обучающихся, проверка технического
продвижения, степень овладения навыками музицирования (чтение с листа,
подбор по слуху, пение с аккомпанементом и др.), проверка степени
готовности обучающихся
выпускных классов к итоговой аттестации.
Контрольные прослушивания проводятся в присутствии комиссии, включают
в себя элементы беседы с обучающимися и предполагают обязательное
методическое обсуждение рекомендательного характера с применением
систем оценок по выбору.
Для выявления знаний, умений и навыков, обучающихся по предметам,
преподаваемым в форме групповых занятий, проводятся
Контрольные уроки не реже одного раза в четверть. Контрольный
урок проводит преподаватель, ведущий данный предмет с обязательным
применением дифференцированных систем оценок.
По завершении изучения учебных предметов по итогам
промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая
заносится в свидетельство об окончании
Школы. Для аттестации
обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые
задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие
оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных
средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к
возможному продолжению профессионального образования в области
музыкального искусства.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество
освоения образовательной программы. Итоговая аттестация проводится в
форме выпускных экзаменов:
1) Хоровое пение;
2) Сольфеджио;
3) Фортепиано.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо»,
«удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
При
«неудовлетворительной» оценке, полученной обучающимися на итоговой
аттестации, не может быть выставлена положительная оценка по
соответствующему предмету. Итоговая аттестация проводится с
24

применением дифференцированных систем оценок. Оценка итоговой
аттестации является одной из составляющих итоговой оценки по данному
предмету, фиксируемой в свидетельстве об окончании Школы.
Система оценок успеваемости обучающихся Школы:
- дифференцированные системы оценок: пятибальная;
- зачетная (недифференцированная) система оценок (зачет, незачет).
Оценки обучающихся по всем видам контрольных мероприятий
фиксируются в соответствующей учебной документации.
Критерии используемых оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по
пятибалльной шкале:
5 – отлично,
4 – хорошо,
3 – удовлетворительно,
2 - неудовлетворительно.
Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является
основной. Оценка качества исполнения в Школе может быть дополнена
системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить
выступление обучающегося.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету
позволяют:
- определить уровень усвоения обучающимся образовательных программ
учебных предметов;
- оценить степень усвоения теоретического материала и овладения
практическими навыками.
В Школе обучаются дети с разными музыкальными и
психофизическими возможностями. Учитывая данные ребенка и перспективу
его развития, оценивание обучающегося индивидуально. Музыкальное
исполнительство
Оценка 5 («отлично»)
Предполагает хорошее репертуарное продвижение и хорошее качество
исполнения. Качество и сложность произведений должно соответствовать
уровню класса или быть выше его.
Качество означает:
- понимание стиля;
- понимание формы произведения, осмысленность исполнения;
- владение звукоизвлечением и различными видами техники;
- выразительность исполнения, владение интонированием;
- артистичность, сценическая выдержка.
В этих требованиях закладывается и возможность дальнейшего
профессионального обучения обучающихся.
25

Оценка 4 («хорошо»)
Репертуарное продвижение должно соответствовать классу, как и
количество проходимого материала.
Допустимы более умеренные темпы, менее яркие выступления, но
качество отработанных навыков и приемов должно быть обязательно.
Оценку «хорошо» может получить яркий обучающийся, выступивший
менее удачно. Снижается оценка за стилевые неточности: штрихи, динамика,
ритмические отклонения.
Оценка 3 («удовлетворительно»)
- недостаточное репертуарное продвижение (трудность произведения);
- погрешности в качестве исполнения: неровная, замедленная техника,
зажатость в аппарате, отсутствие пластики, отсутствие интонирования,
плохая артикуляция;
- непонимание формы, характера исполняемого произведения;
- жесткое звукоизвлечение, грубая динамика.
Оценка 2 («неудовлетворительно»)
- не владение нотным текстом, частые срывы и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро - ритмическая неустойчивость.
«зачет» (без отметки)
- отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе
обучения.
Теория и история музыки;
Сольфеджио
Оценка «5» («отлично»):
вокально-интонационные навыки:
- чистота интонации;
- ритмическая точность;
- выразительность исполнения;
- владение навыками пения с листа;
ритмические навыки:
-владение
навыками
вычленения,
осмысления
и
исполнения
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
слуховой анализ и музыкальный диктант:
- владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных
музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
-владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
творческие навыки:
-умение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
26

теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории
музыки в соответствии с программными требованиями.
Оценка «4» («хорошо»):
вокально-интонационные навыки:
- не достаточно чистая интонация;
- не достаточная ритмическая точность;
- выразительность исполнения;
- не достаточное владение навыками пения с листа;
ритмические навыки:
-владение
навыками
вычленения,
осмысления
и
исполнения
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
слуховой анализ и музыкальный диктант:
-владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных
музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
-не достаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и
мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
творческие навыки:
- умение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории
музыки в соответствии с программными требованиями.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
вокально-интонационные навыки:
- не точная интонация;
- не достаточная ритмическая точность;
- не достаточная выразительность исполнения;
- слабое владение навыками пения с листа;
ритмические навыки:
- слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
слуховой анализ и музыкальный диктант:
- слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия
законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной
речи;
- слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и
мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
творческие навыки:
- не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории
музыки в соответствии с программными требованиями.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
вокально-интонационные навыки:
- не точная интонация;
27

- ритмическая неточность;
- отсутствие синтаксической осмысленности фразировки;
- не выразительное исполнение;
- не владение навыками пения с листа;
ритмические навыки:
-не владение навыками вычленения, осмысления и исполнения
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
слуховой анализ и музыкальный диктант:
-не владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных
музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- не владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
творческие навыки:
- неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте и
элементарной теории музыки программным требованиям.
Музыкальная литература, слушание музыки
Оценка «5» («отлично»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне
требований программы;
- владение музыкальной терминологией;
- умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «4» («хорошо»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне
требований программы;
- владение музыкальной терминологией;
- не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные
средства музыки.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- не полные знания музыкального, исторического и теоретического
материала;
- не уверенное владение музыкальной терминологией;
- слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства
музыки.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- не знание музыкального, исторического и теоретического материала на
уровне требований программы;
- не владение музыкальной терминологией;
- неумение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень
28

готовности выпускников к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
8. Перечень программ учебных предметов основной и вариативной
части ДПП «Хоровое пение»
Программы учебных предметов в соответствии с ФГТ являются
неотъемлемой частью программы «Хоровое пение», разработанной
педагогическим коллективом Школы. Все программы учебных предметов
разработаны
преподавателями
по
каждому
учебному
предмету
самостоятельно, с учетом

ФГТ к ДПП в области музыкального искусства «Хоровое пение»;

проектов программ
по учебным предметам
ДПП в области
музыкального искусства «Хоровое пение»;
в соответствии с учебным планом, все УП ДПП «Хоровое пение» срок
обучения – 8 лет прошли обсуждение на заседании Педагогического совета
Школы.
Программы учебных предметов выполняют следующие функции:
-нормативную, является документом, обязательным для выполнения в
полном объеме;
-процессуально-содержательную,
определяющую
логическую
последовательность усвоения элементов содержания, организационные
формы и методы, средства и условия обучения;
-оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания,
устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных
знаний, умений и навыков.
Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру,
содержат:
- титульный лист
- пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета,
его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного
предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с
указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на
внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные
занятия), формы проведения учебных аудиторных занятий (групповая,
мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета,
межпредметные связи, краткое обоснование структуры программы, методы
обучения, описание материально-технических условий реализации учебного
предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты;
- учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных
предметов);
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, систему оценок;
29

- методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень
литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения.
- список литературы и средств обучения, необходимый для реализации
программы учебного предмета
В программах учебных предметов ДПП отражено обоснование объема
времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания.
Перечень программ учебных предметов по предметным областям
обязательной части 8-летнего срока обучения:
ПО. 01 . Музыкальное исполнительство:
УП. 01 «Хор»
УП. 02.В.04.УП.01 «Фортепиано»
УП. 03 «Основы дирижирования»
ПО 02. Теория и история музыки:
УП. 01. «Сольфеджио»
УП. 02 «Слушание музыки»
УП. 03 «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная)
Перечень программ учебных предметов вариативной части 8-летнего срока
обучения:
В.04.УП.02. «Ансамбль»
В.04.УП.03. «Основы сольного академического пения»
9. Программа творческой, методической и просветительской
деятельности
Программа творческой, методической и просветительской деятельности
разрабатывается
Школой на каждый учебный год самостоятельно,
утверждается приказом директора и является неотъемлемой частью ДПП
«Хоровое пение», реализуемой Школой и отражается в общем плане учебновоспитательной работы учреждения в соответствующих разделах.
Цели программы:
- создание в Школе комфортной развивающей образовательной среды всем
участникам образовательного процесса для обеспечения качества
образования, его доступности, открытости, привлекательности для
обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, а
также духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и
художественного становления личности;
- развитие творческих способностей обучающихся, выявление одаренных
детей в сфере музыкального исполнительства с учетом дальнейшей их
профориентации, а также приобщение учащихся к лучшим достижениям
отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой
культуры среди различных слоёв населения, приобщение их к духовным
ценностям.
Задачи программы:

Организация
30

- творческой деятельности обучающихся путем проведения самостоятельных
(сольных) и совместных мероприятий всех отделений Школы музыкального
с хореографическим, театральным и художественным на выставках,
конкурсах, фестивалях, мастер-классах, олимпиадах, творческих встречах,
концертах и др.
- посещения учащимися учреждений и организаций сферы культуры и
искусства городов области, городов РФ;
- творческой и просветительской деятельности совместно с другими
детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств,
образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального
образования,
реализующими
основные
профессиональные
образовательные
программы
в
области
хореографического, музыкального и художественного искусства;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
преподавателей Школы и родителей (законных представителей);

Использование
- в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на
лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и
искусства, а также современного развития музыкального искусства и
образования;

Обеспечение программы учебно-методической документацией по всем
учебным предметам, для самостоятельной работы обучающихся.

Создание учебных творческих коллективов. Деятельность коллективов
регулируется локальными актами Школы и осуществляется в рамках как
учебного, так и внеучебного времени.

Повышение качества педагогического мастерства и методической
работы Школы через регулярное участие преподавателей в методических
мероприятиях на уровне города, округа, области (мастер-классы, конкурсы,
концерты, творческие отчеты, конференции, форумы, семинары, КПК и др.),
а также обобщение опыта педагогической и методической работы
педагогического коллектива Школы, сохранение педагогических традиций.
В рамках творческой, методической и просветительской деятельности
Школа сотрудничает с общеобразовательными школами, дошкольными
учреждениями города,
школами искусств и другими учреждениями
культуры Верхнесалдинского городского округа, а также городов области.
Методическая деятельность Школы направлена на непрерывность
профессионального развития педагогических работников. В рамках
методической деятельности работники Школы в пределах имеющихся
финансовых возможностей осваивают дополнительные профессиональные
ОП в объеме 72-х часов и более, не реже чем один раз в три года в
учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной
деятельности.
Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная
готовность работников образования к реализации ФГТ:
31

• обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему
ценностей современного образования;
• принятие идеологии ФГТ по видам искусств;
• освоение системы требований к структуре УП и ОП, результатам их
освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов
образовательной, творческой деятельности обучающихся;
• овладение учебно-методическими и информационно- методическими
ресурсами, необходимыми для успешного внедрения и реализации ФГТ.
Одним из условий готовности и внедрения образовательным
учреждением ФГТ являются условия финансирования ДПП «Хоровое
пение», а также создание системы методической работы, обеспечивающей
сопровождение деятельности преподавателей на всех этапах реализации
ФГТ.
Педагогические работники Школы

осуществляют и реализовывают творческую, методическую работу и
инновационную деятельности:

разрабатывают
УП
(учебно-методическое
обеспечение)
по
преподаваемым ими предметам в рамках ДПП обязательной и вариативной
части в области музыкального искусства с учетом ФГТ;
- повышают профессиональную компетентность, выступая с докладами,
лекциями, сообщениями на педагогических советах, производственных
совещания, педагогических гостиных, методических объединениях;
- посещают мастер-классы, семинары, лекции, КПК, являясь активными
участниками данных видов деятельности;
-публикуют опыт творческо-педагогической, учебно-воспитательной,
методической работы своей деятельности;

используют в образовательном процессе образовательные технологии,
основанные на лучших достижениях отечественного образования в области
искусств, а также современном уровне его развития;
С целью организации методической работы в ДШИ проводит
следующие мероприятия:

Семинары, мастер-классы по актуальным и основным проблемам
различных специализаций ДШИ.

Участие преподавателей в разработке всех УП основной части ДПП
«Хоровое пение» и примеров программ вариативной части, а также
отдельных разделов структуры ОП.

Участие преподавателей в проведении мастер-классов, круглых столов,
стажёрских площадок, «открытых» уроков, внеурочных занятий и
мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации ДПП с
учетом ФГТ.
Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут
осуществляться в разных формах: совещания при директоре, заседания
Малого педагогического
советов, решения Педагогического совета,
презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д.
32

Психолого-педагогические условия реализации ДПП «Хоровое пение»
обеспечиваются на основе

преемственности основных профессиональных образовательных
программ среднего профессионального и высшего профессионального
образования в области музыкального искусства, с учётом специфики
индивидуального (возрастного) психофизического развития обучающегося, в
том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в
подростковый;

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности
участников образовательного процесса;

обеспечение вариативности направлений и форм, методов и программ,
а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения
участников образовательного процесса;

создание благоприятных условий для сохранения единства
образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и
искусства.
Просветительские мероприятия музыкального отделения ДШИ,
ставшие традиционными
№
1
2

3

4
5
6

Мероприятие

периодичность Целевая
аудитория
Отчетный концерт ДШИ
1раз в год
Обучающиеся,
родители
Школьные концерты ансамблевой, 1 раз в
Обучающиеся,
хоровой, оркестровой музыки,
четверть/
родители
концерты отделений
полугодие
Тематические праздники:
По 1 в год
Обучающиеся,
«День Музыки», «Посвящение в
родители
юные музыканты», «Выпускной
вечер» и др.
Лекции-концерты
для Не менее 1
Обучающиеся,
обучающихся и родителей
раза в год
родители
Классные собрания-концерты
1 раз в
Обучающиеся,
полугодие
родители
Концерты студентов музыкальных Не менее 1
Обучающиеся,
учебных
заведений,
мастеров раза в
преподаватели
искусств
полугодие

7 Школьные тематические конкурсы По
по отделениям
отделениям 1
раза в год
8 Организация
и
проведение Не менее 1
концертов Детской филармонии для раза в
33

Обучающиеся,
родители
Обучающиеся,
преподаватели,

9
10

11

12

13

обучающихся ОУ
Концертные
выступления
и
творческие мероприятия
Внеурочные
мероприятия
(посещение театров, концертных
залов, музеев, выставок)
Участие в социально значимых
программах
и
мероприятиях
(Концерты ко Дню матери, Дню
пожилых людей, декаде людей с
ограниченными
возможностями
здоровья)
Организация
сотрудничества
с
детскими
дошкольными
учреждениями,
проведение
концертов «Детской филармонии»,
спектаклей
Участие в наиболее значимых
городских, областных культурных
мероприятиях.

34

полугодие
1 раз в
полугодие
Не менее 1-2
раз в год

родители
Преподаватели,
обучающиеся
Обучающиеся,
родители

1-2 раза в год

Обучающиеся

1-2 раза в
полугодие

Обучающиеся,
преподаватели,
дошкольники

ежегодно

Преподаватели,
обучающиеся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Так же на сайте установлено ПО Яндекс-метрика, которое фиксирует посещаемость сайта. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».