ОДОБРЕНА: Педагогическим советом ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ» протокол №__1__ от « 30 » августа 2024г. Содержание 1. Общее положение 2. Характеристика знаний, умений и навыков выпускников 2.1. Требования к выпускнику 3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса 3.1. График образовательного процесса (приложение №1) 3.2. Учебный план (приложение №2) 4. Ресурсное обеспечение образовательной программы 5. Требования к условиям реализации образовательной программы 5.1. Методы обучения 5.2. Условия реализации ОП 5.3. Требования к кадровому обеспечению 6. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля для успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации. Критерии используемых оценок 7. Перечень программ учебных предметов ДОП «Музыкальное творчество» Специальность Хоровой класс/ Оркестровый класс Ансамбль Сольфеджио Слушание музыки Музыкальная литература 8. Программа деятельности творческой, методической и просветительской 1. Общее положение 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальное творчество» (далее - ДОП) определяет содержание и организацию образовательного процесса в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Свердловской области «Верхнесалдинская детская школа искусств» (далее – Школа). Школа вправе реализовывать ДОП при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности. 1.2. Настоящая ДОП составлена на основе: - Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29. 12. 2012 г., вступивший в силу с 01.09.2013 г.; - «Рекомендаций по организации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 1.3. Настоящая ДОП является комплексом учебно-методических документов к минимуму содержания, структуре и условиям реализации ДОП в области музыкального искусства «Музыкальное творчество». 1.4. ДОП составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на: - развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; - приобретение детьми опыта творческой деятельности; - овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира. 1.5. ДОП в области музыкального искусства «Музыкальное творчество»: - имеет общеразвивающую направленность; - основывается на принципе вариативности; -обеспечивает развитие творческих способностей; - формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. 1.6. Цели программы: развитие - творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве; формирование - практических умений и навыков игры на музыкальных инструментах; - у обучающихся устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства; воспитание 4 - детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости; выработка - у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности; - умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе; - уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. 1.7. Срок освоения ДОП для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте от шести лет шести месяцев, составляет 5 лет. 1.8. Продолжительность учебного года составляет 33 учебных недель. ДОП предусмотрены каникулы для обучающихся: - в течение учебного года в объеме не менее 4х недель; - для учащихся первого класса - дополнительные недельные каникулы. - летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. Учебные предметы учебного плана осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий (численностью от 11 человек). При реализации ДОП общий объем аудиторной нагрузки по предметным областям (далее ПО) ПО Музыкальное исполнительство составляет 788 часов, ПО Теория музыки – 410,5 часов, в том числе и учебным предметам (УП): ПО Музыкальное исполнительство: Специальность – 328 часов, Ансамбль132 часа, Хоровой класс/Оркестровый класс – 328 часов; ПО Теория музыки: Сольфеджио– 246,5 часов, Слушание музыки – 98 часов, Музыкальная литература – 66 часов. 1.9. Порядок и правила приема на ДОП устанавливаются Школой в соответствии с нормативным актом, отражающим правила приема на общеразвивающую программу. Прием на обучение осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Решение о приеме в Школу принимается приемной комиссией на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. 1.10. Освоение обучающимися ДОП завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой Школой. 5 2. Характеристика знаний, умений и навыков выпускников 2.1. Требования к выпускнику: Минимум содержания программы «Музыкальное творчество» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Результатом освоения программы «Музыкальное творчество» является приобретение выпускниками следующих знаний, умений и навыков в предметных областях (далее - ПО): Музыкального исполнительства: навыков исполнения музыкальных произведений; умений использовать выразительные средства для создания художественного образа; умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; знаний основ музыкальной грамоты; знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве; знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии; навыков публичных выступлений; навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности Школы. Теория музыки: - знания музыкальной грамоты; -умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; - навыков восприятия элементов музыкального языка; - сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства; - навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа; - навыков анализа музыкального произведения; - навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды; - навыков записи музыкального текста по слуху; - первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста. Требования к результатам освоения образовательной программы Результаты освоения программы «Музыкальное творчество» по учебным предметам должны отражать: Музыкальное исполнительство Специальность: 6 наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству; знание основ музыкальной грамоты; художественно-исполнительских возможностей музыкальных инструментов; профессиональной терминологии; умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров; использовать выразительные средства для создания художественного образа; навыки публичных выступлений; общения со слушательской аудиторией; Ансамбль: сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; знание ансамблевого репертуара различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе; навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. Хоровой класс: знание начальных основ хорового искусства, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива; профессиональной терминологии; умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки; навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом. Оркестровый класс умение исполнять партии в оркестровом коллективе в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижера; чтение нот с листа; 7 понимать музыку, исполняемую оркестром в целом и отдельными группами; слышать тему, подголоски, сопровождение; аккомпанировать хору, солистам; грамотно проанализировать исполняемое оркестровое произведение. Теория музыки Сольфеджио: сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе: первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии; умение сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки; осуществлять анализ элементов музыкального языка; навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.). Слушание музыки: наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах; способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств. Музыкальная литература: первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм; знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки; знание профессиональной музыкальной терминологии; умение 8 исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений; умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения; навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей; навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств. сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса 3.1. График образовательного процесса (см. приложение №1) Учебный план (см. приложение №2). ДОП включает в себя учебные планы, которые являются её неотъемлемой частью: - учебный план с нормативным сроком освоения 5 лет; Учебный план, определяет содержание и организацию образовательного процесса в Школе по ДОП, разработаны с учетом - преемственности образовательных программ в области музыкального искусства, сохранения единого образовательного пространства, индивидуального творческого развития обучающихся; Учебный план программы ДОП предусматривает максимальную и аудиторную нагрузку обучающихся и определяют перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную и аудиторную нагрузку обучающихся). Общий объем аудиторной нагрузки обучающихся не превышает 10 часов в неделю. Учебный план программы ДОП содержит следующие предметные области: - Музыкальное исполнительство; - Теория музыки и разделы: промежуточная аттестация, итоговая аттестация. 3.2. 4. Ресурсное обеспечение образовательной программы 9 Для реализации программы минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материальнотехнического обеспечения включает в себя: концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием, библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал), учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино). Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Специальность», оснащаются музыкальными инструментами. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», оснащаются фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию. В Школе создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет. Библиотечный фонд Школы укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы. Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория музыки» обеспечивается каждый обучающийся. Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. 5. Требования к условиям реализации образовательной программы Прием на обучение осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Решение о приеме в Школу принимается приемной комиссией на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. 10 Зачисление в Школу в целях обучения по общеразвивающей программе в области искусств, проводится приказом директора на основании протоколов заседаний приемной комиссии. 5.1. Методическое сопровождение ОП. Краткие рекомендации по использованию образовательных технологий. Педагогическая технология (от др.- греческого техн — искусство, мастерство, умение; логос — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции); по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты); по функциям преподавателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями); по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.; Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Перечень педагогических технологий Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса; Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (активные методы обучения); Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса; Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала; Частнопредметные педагогические технологии; Альтернативные технологии; Природосообразные технологии; Технологии развивающего образования; Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств; 11 Социально-воспитательные технологии; Воспитательные технологии; Педагогические технологии авторских школ; Технологии внутришкольного управления. Школа призвана удовлетворять образовательные потребности граждан, общества и государства в области художественного образования и эстетического воспитания, целенаправленного обучения детей и подростков различным видам искусства в целях выявления художественно-одаренных детей, создания условий для самоопределения и самореализации личности обучающихся, развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Современный этап развития системы дополнительного образования во многом ориентирован на режим инновационного развития, что проявляется в ликвидации единообразия образовательных учреждений культуры дополнительного образования детей, внедрении инновационных технологий художественно-творческого развития обучающихся в образовательный процесс, принципов полихудожественного образования через расширение сети дополнительных образовательных услуг, открытии инновационных образовательных учреждений, образовании и развитии системы экспериментальных площадок по внедрению педагогических инноваций, разработке новых образовательных проектов в области художественного образования. Все это требует усиления внимания к проблеме повышения качества дополнительного образования детей, а, следовательно, и определения новых подходов к разработке ОП по видам искусств детских школ искусств. Методы обучения ПО «Музыкальное исполнительство» ДОП - метод словесной передачи и слухового восприятия информации (рассказ, объяснение, беседа и др.). Преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучающиеся посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают; - методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (иллюстрация, демонстрация, показ и др.). Наглядный показ материала преподавателем, либо обучающимися под руководством преподавателя, а также демонстрация видеоматериалов; - методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестетического ее восприятия (упражнения, трудовые действия, повторение и др.). Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению упражнения, опыта, трудовой операции должно предшествовать инструктивное пояснение преподавателя. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают анализ его результатов; - репродуктивные методы (обучение по образцу). Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических 12 умений и навыков, т.к. превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу; - проблемно-поисковые методы обучения. При использовании проблемнопоисковых методов обучения преподаватель создает проблемную ситуацию, организует коллективное обсуждение возможных подходов к ее разрешению, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучающиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации. На сегодняшний день отмечается устойчивая тенденция внедрения современных информационных технологий (ИТ) во все отрасли образования, которая наиболее явно проявляется в ПО «Теория музыки» ДОП. Информационные технологии в ДОП рассматриваются как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В настоящее время значительная часть образовательных и информационно-справочных программ относится к категории мультимедиа. Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств. Они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Мультимедиа технология, объединяющая компьютерную информацию, имеющее разное физическое представление, представляет собой один из самых распространенных способов применения информационных технологий в образовании. Являясь уникальной знаковосимволической системой, мультимедиа открывает широкие перспективы не только в плане получения определенной информации, но и значительно стимулирует процесс творческого познания обучающихся, расширяя их кругозор, формируя и развивая интеллект. 5.2.Условия реализации ОП. Требования к условиям реализации ДОП представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности Школа должна создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность: развивать - интересы детей, которые не ориентированы на дальнейшее профессиональное обучение; 13 организацию - творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.); - посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.); - творческой и просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств; использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования; - эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и их родителей (законных представителей); - построения содержания программы с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъектов Российской Федерации; - эффективного управления Школой. ДОП обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности Школы. Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету. Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся и осуществляется в соответствии с «Положением о промежуточной аттестации учащихся» и «Положением об итоговой аттестации учащихся, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы в области искусств». Итоговая аттестация обучающихся по ДОП проводится в форме выпускных экзаменов по следующим учебным предметам: 1) Специальность; 2) Сольфеджио. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе: 14 знание профессиональной терминологии, музыкального репертуара; достаточный технический уровень владения музыкальным инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов; умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения; наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры. 5.3.Требования к кадровому обеспечению. Реализация ДОП в Школе педагогическими работниками, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемых учебных предметов ДОП. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование составляет 100 % процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП. Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 33 недели - реализация аудиторных занятий, 2 недели - проведение зачетов, экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурнопросветительскую, творческую и методическую работу. Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме 72-х часов и более, не реже чем один раз в три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Школа создаёт условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы, использования передовых педагогических технологий. 6. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля для успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации. Критерии используемых оценок Важным элементом учебного процесса в реализации образовательной программы в Школе является систематический контроль успеваемости обучающихся. Основными видами контроля успеваемости обучающихся являются: - текущий контроль успеваемости обучающихся; - промежуточная аттестация обучающихся; - итоговая аттестация обучающихся. 15 Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: - систематичность; - учет индивидуальных особенностей обучаемого; - коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся). В качестве средств текущего контроля успеваемости Школа использует контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Каждый из видов контроля обучающихся имеет свои цели, задачи и формы. Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются: отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность; качество выполнения домашних заданий; инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы; темпы продвижения. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки. Итоговая аттестация При прохождении итоговой аттестации обучающийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Специальность» устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. 16 Критерии оценки Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте. При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве. степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. По итогам исполнения программы выставляется оценка по пятибалльной шкале: Оценка Критерии оценивания выступления 5 («отлично») предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу 4 («хорошо») программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения 3 («удовлетворительно») программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер 17 произведения не выявлен 2 незнание наизусть нотного текста, слабое («неудовлетворительно») владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения В Школе обучаются дети с разными музыкальными и психофизическими возможностями. Учитывая данные ребенка и перспективу его развития, оценивание обучающегося индивидуально. Теория музыки; Сольфеджио Оценка «5» («отлично»): вокально-интонационные навыки: - чистота интонации; - ритмическая точность; - выразительность исполнения; - владение навыками пения с листа; ритмические навыки: -владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; слуховой анализ и музыкальный диктант: - владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; -владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; творческие навыки: -умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями. Оценка «4» («хорошо»): вокально-интонационные навыки: - не достаточно чистая интонация; - не достаточная ритмическая точность; - выразительность исполнения; - не достаточное владение навыками пения с листа; ритмические навыки: -владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; слуховой анализ и музыкальный диктант: 18 -владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; -не достаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; творческие навыки: - умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями. Оценка «3» («удовлетворительно»): вокально-интонационные навыки: - не точная интонация; - не достаточная ритмическая точность; - не достаточная выразительность исполнения; - слабое владение навыками пения с листа; ритмические навыки: - слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; слуховой анализ и музыкальный диктант: - слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; - слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; творческие навыки: - не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями. Оценка «2» («неудовлетворительно»): вокально-интонационные навыки: - не точная интонация; - ритмическая неточность; - отсутствие синтаксической осмысленности фразировки; - не выразительное исполнение; - не владение навыками пения с листа; ритмические навыки: -не владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; слуховой анализ и музыкальный диктант: -не владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; - не владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; 19 творческие навыки: - неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки программным требованиям. 7.Перечень программ учебных предметов ДОП «Музыкальное творчество» Программы учебных предметов являются неотъемлемой частью программы, разработанной педагогическим коллективом Школы. Все программы учебных предметов разработаны преподавателями по каждому учебному предмету самостоятельно; проектов программ по учебным предметам ДОП; в соответствии с учебным планом, все УП ДОП срок обучения – 5 лет прошли обсуждение на заседании Педагогического совета Школы. Программы учебных предметов выполняют следующие функции: -нормативную, является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; -процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; -оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков. Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру, содержат: - титульный лист - пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки и аудиторные занятия), формы проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета, межпредметные связи, краткое обоснование структуры программы, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты; - учебно-тематический план (для теоретических учебных предметов); - содержание учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, систему оценок; - методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения. 20 - список литературы и средств обучения, необходимый для реализации программы учебного предмета В программах учебных предметов ДОП отражено обоснование объема времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания. Перечень программ учебных предметов по предметным областям 4летнего срока обучения: ПО Музыкальное исполнительство: Специальность Хоровой класс/ Оркестровый класс Ансамбль ПО Теория музыки: Сольфеджио Слушание музыки Музыкальная литература 8. Программа творческой, методической и просветительской деятельности Программа творческой, методической и просветительской деятельности разрабатывается Школой на каждый учебный год самостоятельно, утверждается приказом директора и является неотъемлемой частью ДОП, реализуемой Школой, и отражается в общем плане работы Школы в соответствующих разделах. Цели программы: - создание в Школе комфортной развивающей образовательной среды всем участникам образовательного процесса для обеспечения качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, а также духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности; - развитие творческих способностей обучающихся, приобщение учащихся к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди различных слоёв населения, приобщение их к духовным ценностям. Задачи программы: Организация - творческой деятельности обучающихся путем проведения самостоятельных (сольных) и совместных мероприятий всех отделений Школы музыкального с хореографическим, театральным и художественным на выставках, конкурсах, фестивалях, мастер-классах, олимпиадах, творческих встречах, концертах и др. - посещения учащимися учреждений и организаций сферы культуры и искусства городов области, городов РФ; - творческой и просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, 21 образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области хореографического, музыкального и художественного искусства; - эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке преподавателей Школы и родителей (законных представителей); Использование - в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования; Обеспечение программы учебно-методической документацией по всем учебным предметам, для самостоятельной работы обучающихся. Создание учебных творческих коллективов. Повышение качества педагогического мастерства и методической работы Школы через регулярное участие преподавателей в методических мероприятиях на уровне города, округа, области (мастер-классы, конкурсы, концерты, творческие отчеты, конференции, форумы, семинары, КПК и др.), а также обобщение опыта педагогической и методической работы педагогического коллектива Школы, сохранение педагогических традиций. В рамках творческой, методической и просветительской деятельности Школа сотрудничает с общеобразовательными школами, дошкольными учреждениями города, школами искусств и другими учреждениями культуры Верхнесалдинского городского округа, а также городов области. Методическая деятельность Школы направлена на непрерывность профессионального развития педагогических работников. В рамках методической деятельности работники Школы в пределах имеющихся финансовых возможностей осваивают дополнительные профессиональные ОП в объеме 72-х часов и более, не реже чем один раз в три года в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность преподавателей к реализации программы: • обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; • освоение системы требований к структуре УП и ОП, результатам их освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной, творческой деятельности обучающихся; • овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного внедрения и реализации программ. Педагогические работники Школы осуществляют и реализовывают творческую, методическую работу и инновационную деятельности: 22 разрабатывают УП (учебно-методическое обеспечение) по преподаваемым ими предметам в рамках ДОП в области музыкального искусства; - повышают профессиональную компетентность, выступая с докладами, лекциями, сообщениями на педагогических советах, производственных совещания, методических объединениях; - посещают мастер-классы, семинары, лекции, КПК, являясь активными участниками данных видов деятельности; -публикуют опыт творческо-педагогической, учебно-воспитательной, методической работы своей деятельности; используют в образовательном процессе образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития; С целью организации методической работы в ДШИ проводит следующие мероприятия: Семинары, мастер-классы по актуальным и основным проблемам различных специализаций ДШИ. Участие преподавателей в разработке всех УП основной части ДОП, а также отдельных разделов структуры ОП. Участие преподавателей в проведении мастер-классов, круглых столов, стажёрских площадок, «открытых» уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации ДОП в области музыкального искусства. Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в разных формах: совещания при директоре, заседания Малого педагогического советов, решения Педагогического совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д. Психолого-педагогические условия реализации ДОП обеспечиваются на основе и с учётом специфики индивидуального (возрастного) психофизического развития обучающегося, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса; обеспечение вариативности направлений и форм, методов и программ, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса; создание благоприятных условий для сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства. 23 Просветительские мероприятия музыкального отделения ДШИ, ставшие традиционными в рамках Арт-проекта «Искусство без границ» № 1 2 3 4 5 6 Мероприятие периодичность Целевая аудитория Отчетный концерт ДШИ (проект 1раз в год Обучающиеся, «Традиции школы») родители Школьные концерты ансамблевой, 1 раз в Обучающиеся, хоровой, оркестровой музыки, четверть/ родители концерты отделений полугодие «День Музыки», «Посвящение в По 1 в год Обучающиеся, юные музыканты», «Выпускной родители вечер» (проект «Традиции школы») Лекции-концерты для Не менее 1 Обучающиеся, обучающихся и родителей раза в год родители Классные собрания-концерты 1 раз в Обучающиеся, полугодие родители Концерты студентов музыкальных Не менее 1 Обучающиеся, учебных заведений, мастеров раза в преподаватели искусств полугодие 7 Школьные тематические конкурсы по отделениям (проект «Калейдоскоп талантов») 8 Организация и проведение концертов для обучающихся ОУ (проект «Детская филармония») 9 Концертные выступления и творческие мероприятия 10 Внеурочные мероприятия (посещение театров, концертных залов, музеев, выставок) 11 Участие в социально значимых программах и мероприятиях (Концерты ко Дню матери, Дню пожилых людей, декаде людей с ограниченными возможностями здоровья) (проект «Мы дарим добро») 12 Организация сотрудничества с детскими дошкольными учреждениями, проведение 24 По отделениям 1 раза в год Не менее 1 раза в полугодие 1 раз в полугодие Не менее 1-2 раз в год Обучающиеся, родители 1-2 раза в год Обучающиеся 1-2 раза в полугодие Обучающиеся, преподаватели, дошкольники Обучающиеся, преподаватели, родители Преподаватели, обучающиеся Обучающиеся, родители концертов, спектаклей (проект «Детская филармония») 13 Участие в наиболее значимых ежегодно городских, областных культурных мероприятиях. 25 Преподаватели, обучающиеся