Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Свердловской области «Верхнесалдинская детская школа искусств» УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ» ______________О.А. Бабкина Приказ от «30» августа 2024 г №20-п ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ «СИНИЙ ТРАКТОР» СРОК ОБУЧЕНИЯ 1 ГОД 2024 ОДОБРЕНА: Педагогическим советом ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ» протокол №__1__ от « 30 » августа 2024г. Содержание 1. Общее положение 2. Документы, определяющие образовательного процесса содержание и организацию 2.1. График образовательного процесса 2.2. Учебный план 3. Ресурсное обеспечение образовательной программы 4. Требования к условиям реализации образовательной программы 4.1. Методы обучения 4.2. Условия реализации ОП 4.3. Требования к кадровому обеспечению 5. Программы учебных предметов программы: Коррекция и развитие познавательно-речевой деятельности 1. Общее положение 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа (ДОП) Индивидуальные занятия Логопедический кабинет «Синий трактор» определяет содержание и организацию образовательного процесса в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Свердловской области «Верхнесалдинская детская школа искусств» (далее – Школа). Школа вправе реализовывать ДОП при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности. 1.2. ДОП Индивидуальные занятия Логопедический кабинет «Синий трактор» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и направлена на: - создание условий для образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития обучающихся; - приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области логопедии; 1.3. Цели программы: воспитание и развитие у учащихся творческой атмосферы в обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; формирование у учащихся комплекса знаний, умений и навыков в области чтения; выработка у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации. 1.4. ДОП Индивидуальные занятия Логопедический кабинет «Синий трактор» рассчитана на обучение детей в возрасте от 4 до 6 лет. 1.5.Продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель. Предусмотрены каникулы для учащихся в соответствие с графиком образовательного процесса. При реализации программы по учебному предмету «Коррекция и развитие познавательно-речевой деятельности» составляет 35 часов в форме индивидуальных занятий. 1.6. При приеме на обучение родителями (законными представителями) подается заявление и заключается договор. 2. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса 2.1. График образовательного процесса (приложение №1) 2.2. Учебный план является неотъемлемой частью ДОП Индивидуальные занятия Логопедический кабинет «Синий трактор». Нормативный срок освоения программы 1 год. Учебный план ДОП Индивидуальные занятия «Читаем сами» содержит обучение по следующим учебным предметам: «Коррекция и развитие познавательно-речевой деятельности» 3. Ресурсное обеспечение образовательной программы Для реализации ДОП Индивидуальные занятия «Читаем сами» включает минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой. Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Требования к условиям реализации образовательной программы 4.1. Методы обучения - метод словесной передачи и слухового восприятия информации (рассказ, объяснение, беседа и др.). Преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а учащиеся посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают; - методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (иллюстрация, демонстрация, показ и др.). Наглядный показ материала преподавателем, либо учащимся под руководством преподавателя, а также демонстрация видеоматериалов; - методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестетического ее восприятия (упражнения, трудовые действия, повторение и др.). Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению упражнения, опыта, трудовой операции должно предшествовать инструктивное пояснение преподавателя. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают анализ его результатов; - репродуктивные методы (обучение по образцу). Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, т.к. превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу; - проблемно-поисковые методы обучения. При использовании проблемнопоисковых методов обучения преподаватель создает проблемную ситуацию, организует коллективное обсуждение возможных подходов к ее разрешению, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Учащиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации. 4. 4.2.Условия реализации ДОП. Требования к условиям реализации ДОП Индивидуальные занятия «Читаем сами» представляют собой систему требований к учебнометодическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной программе. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для учащихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности Школа должна создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность: организацию - использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования; - построения содержания программы с учетом индивидуального развития детей; - эффективного управления Школой. 4.3. Требования к кадровому обеспечению. Реализация ДОП Индивидуальные занятия «Синий трактор» в Школе педагогическими работниками, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемых учебных предметов программы. Школа создаёт условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы, использования передовых педагогических технологий. 5. Программы учебных предметов Программы учебных предметов разработаны педагогическим коллективом Школы. Все программы учебных предметов разработаны преподавателями самостоятельно. В соответствии с учебным планом все учебные предметы ДОП Индивидуальные занятия «Синий трактор» прошли обсуждение на заседании Педагогического совета Школы. Программы учебных предметов выполняют следующие функции: -нормативную, является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; -процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; -оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков. Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру, содержат: - титульный лист - пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета, формы проведения учебных аудиторных занятий (индивидуальная), цели и задачи учебного предмета, краткое обоснование структуры программы, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты; - учебно-тематический план - содержание учебного предмета; - требования к уровню подготовки учащихся; - формы и методы контроля; - методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения. - список литературы и средств обучения, необходимый для реализации программы учебного предмета. Перечень учебных программ: «Коррекция и развитие познавательно-речевой деятельности»