Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования Свердловской области
«Верхнесалдинская детская школа искусств»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБУДОСО
«Верхнесалдинская ДШИ»
_______________О.А. Бабкина
Приказ № 29-О от 19.03.2025 г.
Отчёт
о результатах самообследования деятельности
государственного бюджетного учреждения
дополнительного образования Свердловской области
«Верхнесалдинская детская школа искусств»
Верхняя Салда
2025
Самообследование
государственного
бюджетного
учреждения
дополнительного образования Свердловской области «Верхнесалдинская детская
школа искусств» (далее – ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ», Школа)
проводилось в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня
2013 г.
N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования
образовательной организацией", приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 10 декабря 2013 г. N 1324 "Об
утверждении
показателей
деятельности
образовательной
организации,
подлежащей самообследованию", Приложение к приказу Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) N462
утверждены приказом Минобрнауки России
от 14.12.2017 № 1218 «Об
изменениях в Порядок проведения самообследования образовательной
организацией», внутренними локальными актами ГБУДОСО «Верхнесалдинская
ДШИ».
Отчет составлен по материалам самообследования деятельности ГБУДОСО
«Верхнесалдинская ДШИ» в период с 01 января 2024 г. по 31 декабря 2024 г.
При самообследовании анализировались:
организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности;
образовательная деятельность ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ» в
целом (соответствие содержания учебных планов и образовательных
программ, соответствие качества подготовки выпускников по результатам
итоговых аттестаций требованиям к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников, качество организации учебного процесса);
концертно–конкурсная,
выставочная,
социокультурная
деятельность
ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ»;
методическая работа ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ»;
кадровое обеспечение образовательного процесса по заявленным
образовательным программам (качественный состав педагогических кадров);
учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные
ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса, необходимых
для реализации образовательных программ;
материально-техническая база ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ»
(обеспеченность образовательного процесса необходимым оборудованием).
Общие сведения
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Свердловской области «Верхнесалдинская детская школа искусств» (сокращенное
наименование ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ») основано в 1952 году.
Юридический и фактический адрес школы: Российская Федерация, Свердловская
область, г. Верхняя Салда, ул. Энгельса, д. 47
Организационно-правовая форма Бюджетного учреждения: государственное
учреждение.
Тип государственного учреждения: бюджетное учреждение.
Тип образовательной организации: организация дополнительного образования.
Уровень и направленность образования: дополнительное образование в сфере
культуры и искусства.
Директор: Бабкина Ольга Александровна
Учредитель: Министерство культуры Свердловской области
Адрес сайта в Интернете: http://www.dshivs.uralschool.ru
Адрес электронной почты: dshivs@yandex.ru
Образовательная деятельность и организация учебного процесса
ДШИ ведет образовательную деятельность на основании лицензии на право
ведения образовательной деятельности № 18213 от 03 февраля 2016 года, выданной
Министерством образования и молодежной политики Свердловской области, на
основании выписки из реестровой записи в связи с изменением наименования
юридического лица приказ №300-ли от 07 апреля 2021 года.
ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ» предоставляет обучающимся право
выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательных
программ в выбранной сфере познания. Основной контингент школы - 447 детей,
150 человека обучаются на отделении дополнительных платных образовательных
услуг.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ДШИ
и лицензией реализуются следующие программы:
- дополнительные общеразвивающие программы в области искусств:
«Музыкальное исполнительство», «Подготовка детей к поступлению на
музыкальное отделение», «Современный бальный танец».
- дополнительные предпрофессиональные программы по видам искусств:
«Музыкальное
исполнительство»,
«Изобразительное
искусство»,
«Хореографическое искусство», «Театральное искусство».
На отделении дополнительных платных образовательных услуг
реализуются образовательные программы по категориям: «Группы раннего
эстетического развития», «Группы подготовки детей к поступлению в школу (по
видам искусств)», «Студии», «Специальные курсы», «Общеразвивающие
программы».
Учебные планы в ДШИ разрабатываются самостоятельно в соответствии с
Федеральным законом от 29.12 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» и утверждаются директором школы. В соответствии с
реализуемыми программами учебные планы ДШИ рассчитаны на различный срок
освоения, в зависимости от возраста обучающихся.
I.
Учебные
планы
по
дополнительным
предпрофессиональным
программам по видам искусств (ДПП)
ДПП в области музыкального искусства «Фортепиано» (срок обучения 8 лет)
ДПП в области музыкального искусства «Струнные инструменты» (срок
обучения 8 лет)
ДПП в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»
(срок обучения 5 лет, 8 лет)
ДПП в области музыкального искусства «Народные инструменты» (срок
обучения 5 лет, 8 лет)
ДПП в области музыкального искусства «Хоровое пение» (срок обучения 8
лет)
ДПП в области хореографического искусства «Хореографическое
творчество» (срок обучения 8 лет)
ДПП в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5
лет, 8 лет)
ДПП в области изобразительного искусства «Дизайн» (срок обучения 5 лет)
ДПП в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное
творчество» (срок обучения 5 лет, 8 лет)
ДПП в области театрального искусства «Искусство театра» (срок обучения
8 лет)
II. Учебные планы по дополнительным общеразвивающим программам в
области искусств (ДОП)
ДОП «Современный бальный танец» (срок обучения 8 лет)
ДОП «Подготовка детей к поступлению в школу на музыкальное отделение»
(срок
обучения 1 год)
ДОП «Музыкальное творчество» (срок обучения 5 лет)
III. Учебные планы по дополнительным общеразвивающим программам в
области искусств (ДОП, реализуемые по договорам об оказании платных
образовательных услуг)
Группы раннего эстетического развития
Группа раннего эстетического развития «Радуга» (срок обучения 1 год)
Группа раннего эстетического развития «Супер-бэби» (срок обучения 1 год)
Группа раннего эстетического развития «Маленький гений» (срок обучения 1 год)
Группа раннего эстетического развития «Читаем сами» (срок обучения 1 год)
Программа подготовки детей к поступлению в школу
Программа подготовки детей к поступлению в школу на музыкальное отделение
«До-ми-соль-ка» (срок обучения 1 год)
Программа подготовки детей к поступлению в школу на художественное
отделение «Юный художник» (срок обучения 1 год)
Программа подготовки детей к поступлению на хореографическое отделение
«Первые шаги» (срок обучения 1 год)
Программа подготовки детей к поступлению в школу на театральное отделение
«Маленький театр» (срок обучения 1 год)
Специальные курсы
Программа
специального
курса
"Инструментальное
исполнительство"
(фортепиано, саксофон, синтезатор, скрипка, виолончель, гитара, укулеле,
аккордеон), вокал, хореография (срок обучения 1 год)
Программа «Курс каллиграфии» (срок обучения 1 год)
Программа «Живопись для взрослых» (срок обучения 1 год)
Студии
Программа танцевально-спортивного клуба «Promenade Style» (срок обучения
1год)
Программа «Бард- студия» (срок обучения 1 год)
Театральная студия «Коломбина» (срок обучения 1 год)
Общеразвивающие программы
Программа «Живопись» (срок обучения 5 лет)
Программа «Дизайн» (срок обучения 5 лет)
Программа в области изобразительного искусства для детей 6,5-8 лет (срок
обучения 3 года)
Программа в области изобразительного искусства для детей 9-11 лет (срок
обучения 1 год)
Программа в области изобразительного искусства для детей 12-15 лет (срок
обучения 3 года)
Программа «Хореографическое искусство» (срок обучения - 8 лет)
Учебные планы всех образовательных программ содержат обязательную и
вариативную части, что дает возможность обучающимся приобрести
дополнительные знания, умения и навыки.
Обучающиеся и преподаватели в достаточной мере обеспечены учебной и
учебно-методической литературой по каждой образовательной программе в
соответствии с требованиями и нормативами.
ДШИ оснащена необходимым количеством музыкальных инструментов как
для пользования в стенах школы. В распоряжении обучающихся и преподавателей
школьная библиотека, фонотека и видеотека.
Контингент обучающихся
На 31.12.2024 г. контингент обучающихся по основным образовательным
программам в рамках государственного задания составляет 447 человек.
Количество обучающихся по отделениям
Отделение
Количество обучающихся
Музыкальное
Художественное
Хореографическое
Театральное
Всего:
2022 год
239
186
41
74
2023 год
225
171
28
76
2024 год
225
133
21
68
540
500
447
На 31 декабря 2024 года количество обучающихся основного контингента по
программам составляет:
Общеразвиваюшие программы
Предпрофессиональные программы
46 чел./10%
401 чел./90 %
В дальнейшем следует активно продолжать работу по привлечению
обучающихся на отделении платных образовательных услуг в основной контингент
школы, повышая уровень мотивации обучающихся через индивидуальную работу с
детьми и их родителями, активное участие в концертной, конкурсной и
социокультурной деятельности ДШИ.
Контингент
Количество отчисленных
Сведения об отчисленных
2023 год
2024 год
500 человек
447 человек
17 человек (в том числе17 31 человек (в том числе 25
чел. - по причине смены
чел. - по причине смены
места жительства,
места жительства,
перевода в другое ОУ)
перевода в другое ОУ)
Доля отчисленных по
3,2%
6,2%
отношению к общему
числу обучающихся
Количество отчисленных обучающихся, окончивших ДШИ компенсируется
вновь зачисленными обучающимися в первый класс, а также зачислением на
освободившиеся места детей из числа обучающихся по дополнительным
общеразвивающим программам (по договорам об оказании платных
образовательных услуг) с учётом перезачёта часов по учебным планам.
На отделении дополнительных платных образовательных услуг в
настоящее время обучается 150 человек – детей и взрослых. Перечень
образовательных программ отделения дополнительных платных образовательных
услуг с каждым годом обновляется. На основе изучения потребностей жителей
города в новых образовательных услугах преподавателями ежегодно
разрабатываются и реализуются новые программы.
Эффективность работы по дополнительным образовательным программам
(группы раннего эстетического развития, группы подготовки детей к поступлению
в ДШИ) доказывает тот факт, что более 70% обучающихся по данным программам,
в итоге, пополняют основные отделения ДШИ:
Хореографическое
Художественное
Музыкальное
Театральное
отделение
отделение
отделение
отделение
90 %
78%
75%
92%
Анализ качества образования
Оценка качества реализации образовательных программ включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся и осуществляется в соответствии с «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации учащихся» и «Положением о порядке и формах проведения итоговой
аттестации обучающихся, осваивающих дополнительные предпрофессиональные
программы в области искусств».
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
Школой на основании Федеральных государственных требований. В школе
разработана система оценок в рамках промежуточной аттестации, предполагающая
пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов: «5»; «5-»; «4+»; «4»; «4»; «3+»; «3»; «3-»; «2»; «зачет» по соответствующим критериям. Продолжается
корректировка фонда оценочных средств, включающих: общую систему оценок,
различные варианты учебных и экзаменационных заданий (для вступительных
испытаний, промежуточной и итоговой аттестации).
Анализ результатов промежуточной аттестации за два учебных года
показывает высокий и достаточно стабильный уровень успеваемости в школе (в
среднем 100%) и качества обучения (в среднем 72 %).
2023
2024
год
год
Всего обучающихся
% успеваемости
средний балл по итогам промежуточной
аттестации (по 10-бальной шкале)
500
100%
7
447
100%
7,2
качественный показатель успеваемости
72%
86%
Результаты итоговой аттестации выпускников, освоивших дополнительные
предпрофессиональные программы, демонстрируют высокий уровень освоения
образовательных программ – качественный показатель 100%, 12 выпускников 2024
года показали «отличные» результаты на итоговой аттестации, стабильным
остаётся процент выпускников, продолжающих профессиональное обучение в
средних и высших учебных заведениях по направлениям искусства.
Мониторинг результатов выпускных экзаменов
2022
2023
2024
82
48
44
% успеваемости
100%
100%
100%
% качества обучения
88%
87%
90%
Доля выпускников, имеющих
отличные результаты аттестации
16%
36%
43%
Доля выпускников, продолживших
профессиональное обучение в СУЗах
и ВУЗах
30%
36%
28%
Всего выпускников
Эффективность трёхступенчатой модели образовательного процесса в школе,
взаимосвязь и преемственность всех её компонентов – начиная с раннего
эстетического развития и заканчивая этапом предпрофессиональной подготовки
подтверждается на практике: на сегодняшний день более 60 выпускников школы
продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях.
По итогам 2011 года школа внесена в Национальный реестр «Ведущие
учреждения культуры России» (Свидетельство № 9049 от 11.01.2012 года).
В 2014 году по итогам конкурса «100 лучших школ России», проходившего в
рамках II Всероссийского образовательного форума «Школа будущего» в С.Петербурге, школа получила диплом лауреата в номинации «Лучшая школа
искусств».
В 2015 году Верхнесалдинская ДШИ стала третьей в региональном этапе
всероссийского конкурса «50 лучших школ искусств» а в 2017 году – стала
победителем общероссийского тура.
2018 год - Информация о школе внесена в литературно-биографический альманах
«Персона России», том 15, выпускаемый при поддержке пресс-службы и
информации Президента РФ.
2019 - Школа стала базовой площадкой ГАУК СО «Региональный ресурсный центр
в сфере культуры и художественного образования» по направлениям
«Музыкальное искусство», «Театральное искусство».
Просветительская, концертно-выставочная и конкурсная деятельность
Приобщение наибольшего количества детей и подростков к творческой
деятельности рассматривается в качестве способа развития интеллектуальных и
творческих ресурсов и как один из важных результатов реализации «Плана
мероприятий («дорожной карты») по перспективному развитию детских школ
искусств». Приоритет индивидуального подхода в работе с каждым ребёнком,
организация его самостоятельной работы, создание условий, побуждающих
учащихся активно участвовать в творческой и просветительской деятельности
школы, позволяет не только добиваться положительной динамики результатов
освоения образовательных программ, но и высоких результатов в конкурснофестивальной деятельности. Учащиеся школы представляют город на конкурсах,
фестивалях, выставках в России, ежегодно становятся лауреатами и дипломантами
территориальных, областных, региональных, всероссийских, международных
конкурсов. За отчетный период в состоявшихся конкурсных мероприятиях приняли
участие 256 учащихся, 230 из них признаны победителями и призерами конкурсов
всероссийского, международного и регионального уровня, доля от общего
количества учащихся составила 38%.
Результативность участия в конкурсах и выставках
2022
2023
2024
Всего обучающихся (бюджет и внебюджет)
674
(540/174)
696
(500/196)
597
(447/150)
Количество и доля детей, принявших участие
в региональных, всероссийских и
международных мероприятиях
298/44%
371/53%
256/43%
Доля детей, ставших победителями и
призёрами региональных, всероссийских и
международных мероприятий
253/38%
306/44%
230/38%
Для творческой реализации детей в школе разработан и внедрен большой
арт-проект «Искусство без границ», являющийся основой Программы развития
школы «Воспитание искусством» до 2025 года. Арт-проект «Искусство без границ»
представлен рядом проектов, каждый из которых имеет свое творческое название и
подразделяется на 3 уровня: всероссийский, региональный и городской. В рамках
реализации «Арт-проекта» 2024 году на базе Школы состоялся ряд творческих
мероприятий:
- 14 июня и 15 июня был реализован образовательный проект «Индустриальный
пейзаж», в котором приняло участие 25 человек из школ Верхняя Салда и с.
Николо-Павловское (Нижний Тагил);
- 23 октября – VI Областной конкурс по академическому рисунку и живописи
«Мастерская натюрморта» (67 юных художников и 25 преподавателей (семинар) из
15 школ Свердловской области);
- 14 декабря – Открытый областной конкурс презентаций по истории музыки,
истории искусств и истории театра «Гении ХХ века». Свои работы представали
ребята из городов Магнитогорск, Березовский, Невьянск, Нижняя и Верхняя Салда,
поселков Калья и Свободный, всего 24 участника.
- Областной социокультурный проект «Я играю не один, а уже с оркестром».
Мероприятия: областная педагогическая конференция, 3 концерта проекта
(Верхняя Пышма, Верхняя Салда, Екатеринбург), всего 160 участников из
государственных школ Свердловской области
- Внутришкольные конкурсы на всех отделениях школы, в которых приняли
участие до 80% обучающихся.
Проекты, реализуемые школой, различные - от краткосрочных,
предполагающих проведение одного - двух мероприятий, до долгосрочных,
направленных на решение перспективных задач. Но, в итоге, малые проекты
объединяются единой целью и также становятся перспективными. Во всех
представляемых проектах школа становится уникальным образовательным
учреждением, реализующим, с одной стороны, образовательные программы, с
другой, решающим просветительские задачи.
За счет разнообразия форм, предлагаемых в рамках Арт-проекта, 98%
учащихся Школы имеют возможность реализовать свои творческие способности.
Многократно увеличилось число посещений концертов, выставок, культурных
мероприятий, доступных для широкой аудитории Школы за счет проведения
мероприятий в форматах офлайн и онлайн, в 2024 году было проведено 27 онлайн
и 124 – офлайн мероприятий. Стабильно растет количество мероприятий,
проводимых ДШИ на базе других учреждений, в том числе общеобразовательных
школ, дошкольных образовательных учреждений и учреждений социальной
направленности, в 2024 году -53 мероприятия в социально-реабилитационных
центрах, ОУ и ДОУ города.
Проект, как и вся инновационная деятельность ДШИ, имеет особую
значимость для Верхнесалдинского городского округа. Он способствует
интеграции школы в городской, региональный и далее в федеральный культурные
процессы, развивает систему событийных мероприятий в сфере культуры и
искусства.
Методическая деятельность
Основными задачами методической работы на 2024 год определены:
- Создание условий для личного и профессионального саморазвития педагогов, их
эрудиции и компетентности средствами научно-методической работы;
- Активизация работы по выявлению и обобщению, распространению передового
педагогического опыта творчески работающих педагогов через организацию и
проведение педагогических советов, открытых уроков, мастер-классов;
- Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов
через их участие в профессиональных конкурсах, создание авторских
педагогических разработок, проектно-исследовательскую деятельность и др.
- Разработка и апробация новых учебных курсов, активное внедрение в учебный
процесс
современных
методик
индивидуально-личностного
развития,
информационных и проектных технологий;
- Организация и подготовка преподавателей к аттестации (семинары, методические
консультации, постоянное сотрудничество с РРЦ, УРЦ)
- Повышение эффективности работы методических секций.
Среди приоритетных направлений деятельности:
- повышение квалификации преподавателей (самообразование, участие в
семинарах, конференциях, мастер-классах);
- управление качеством образования (проведение мониторинговых мероприятий);
- обобщение и представление опыта работы преподавателей (открытые уроки,
творческие отчеты, публикации, разработка методических материалов, участие в
конкурсах, семинары) на различных уровнях.
В течение отчетного периода велась работа по корректировке программ
учебных предметов предпрофессиональных и общеразвивающих программ,
разработка новых программ в рамках работы отделения платных услуг, доработка
фондов оценочных средств, требований к промежуточной и итоговой аттестации
учащихся.
Для обеспечения образовательного процесса используется методическая
продукция, разработанная педагогическими работниками Школы.
№ наименование
2022
2023
2024
1. Дополнительные
10
10
10
предпрофессиональные программы в
области искусства
2. Дополнительные общеразвивающие
10
25
23
(3(6-бюджет/19
бюджет,
20
программы в области искусства
3.
4.
5.
Адаптированные дополнительные
общеразвивающие программы
Программы учебных предметов,
актуализированные в
текущем году
Методическая продукция,
разработанная педагогическими
работниками Школы/имеющая
сертификат (по нарастающей)
– внебюджет)
внебюджет)
2
2
2
20
35
32
49/2
72/2
90/2
За прошедший период преподавателями школы были разработаны и
представлены работы на научно-практических конференциях и конкурсах
методического обеспечения:
Учебно-методические разработки преподавателей
V Межрегиональный конкурс методических работ педагогических работников
образовательных учреждений малых территорий (поселковые (сельские) и
малые города) «Ступеньки мастерства»
1. Лябахова Ю.А. Учебно-методическое пособие «Кроссворд как дидактический
метод закрепления учебного материала на уроке истории искусств»
IV Областной конкурс социально-культурных проектов для государственных
детских школ искусств
Бабкина О.А., Калдина С.В., Игонина Ж.М. Социально-культурный проект «Я
играю не один»
V Фестиваль-Форум ДШИ в Свердловской области. Участие в кинофестивале
среди детских школ искусств
Видеоклип «За тихой рекою…» - Дипломант фестиваля
Региональный конкурс научно-методических и учебно-дидактических
материалов педагогических и руководящих работников ДШИ «Цифровая
трансформация дополнительного художественного образования в современных
условиях: опыт организации, идеи и решения, возможности и перспективы»
- Казакова Т.А. «Способы создания фактуры на бумаге» (наглядный видео
материал)
- Казакова Т.А. Урок «Шахматный прием в декоративной графике» (видео - урок)»
- Лябахова Ю.А. «Проверочный тест. Русское искусство XIX века».
III
Всероссийский
конкурс
по
учебно-методическому
обеспечению
деятельности ДШИ.
- Лябахова Ю.А. Закрепление изучения теоретического материала по истории
искусств с помощью практического занятия на примере темы «Фовизм и его
основные представители».
- Чайко Н.Н. Сборник пьес проекта «Я играю не один…»
Выступления на семинарах и конференциях.
Секции народных инструментов НТМО.
- Мастер-класс Чирковой М.В.
Профориентационный проект для учащихся ДШИ – «Будущему музыканту»
- Игонина Ж.М., Бабкина О.А. «Будущему музыканту»
- Чиркова М.В., Гордеева Н.Б. «Мой педагогический путь»
Областная педагогическая конференция «Совместное творчество – путь к
развитию индивидуальности музыканта». Сборник материалов по итогам
конференции
- Бабкина О.А. «Социокультурный проект «Я играю не один, а уже с оркестром»
- Калдина С.В. «Современные тенденции оркестрового и ансамблевого
музицирования в ДШИ», «Специфика деятельности концертмейстера детского
оркестра русских народных инструментов»
- Аржанова О.Д. «Ансамблевое и оркестровое творчество как мотивация к
экспериментам в искусстве аранжировки или «Игра с музыкой»
- Игонина Ж.М. «Формирование гражданско-патриотической позиции в процессе
вокально-хоровой деятельности»
- Шушканова Ю.В. Внедрение театральной деятельности в программу учебного
предмета «Хоровой класс» по дополнительным предпрофессиональным
программам в области музыкального искусства (Хоровая театрализация).
- Мезина А.В. «История традиции семейного музицирования»
- Дебердеева М.Ю. Специфика ансамблевого музицирования в классе фортепиано
- Чайко Н.Н., Аржанова О.Д. Концерт проекта «Я играю не один…» - два сборника
переложений
Семинар преподавателей ДХШ и ДШИ на тему «Эффективные методы
преподавания обучающихся, в рамках предпрофессиональных программ») (IV
Областной конкурс рисунка «Творческий натюрморт» имени Л.С
Черепановой), г. Алапаевск
- Ковшова А.С.- преподавание темы «Иллюстрация» в выпускном классе в рамках
предпрофессиональных программ из опыта работы «Верхнесалдинской ДШИ»
- Шульмина А.А. -Мультипликация. Вариативная часть ДПП Декоративноприкладное творчество, методы преподавания обучающихся из опыта работы
«Верхнесалдинской ДШИ»
Публикации в журналах (РИНЦ):
- Калдина С.В. Специфика деятельности концертмейстера детского оркестра
русских народных инструментов.
- Лябахова Ю.А. «Музейная педагогика как форма внеурочной деятельности в
школе дополнительного художественного образования»
- Игонина Ж.М. Формирование гражданско-патриотической позиции в процессе
вокально-хоровой деятельности
Преподаватели
Школы
ведут
активную
концертно-выставочную
деятельность и являются Лауреатами творческих конкурсов педагогического
мастерства:
III Всероссийский конкурс художественного слова «Гамаюн». Егорова Е.А.,
Горелова А.А.
Областной конкурс исполнительского мастерства преподавателей «Грани
мастерства» (живопись, ДПИ) Казакова Т.А.
Региональный фестиваль солдатской, патриотической песни «Афганский
ветер» - Митько О.С.
Открытый территориальный конкурс патриотической песни «О Родине! О
доблести! О славе!» - Митько О.С.
Седьмой всероссийской конкурс патриотической песни «Песни Родине поем» Митько О.С.
Всероссийский конкурс «Наши надежды» по специальности народные
инструменты - ансамбль «Акцент», Митько О.С.
Региональный этап Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель
детской школы искусств» в 2024 году – Чиркова М.В.
Областная методическая площадка Свердловской области
по художественному образованию
С 2019 года «Верхнесалдинская детская школа искусств» является Областной
методической площадкой Регионального ресурсного центра Свердловской области
в области художественного образования.
На сегодняшний день эта деятельность ведется по пяти направлениям:
· Фортепиано
· Народные инструменты
· Оркестровые инструменты
· Музыкально-теоретические дисциплины
В рамках деятельности областной методической площадки на базе школы были
подготовлены и успешно проведены следующие мероприятия:
№
п/п
Дата проведения
1
20.01.2024
2
3
17.02.2024,
26.10.2024
30.10.2024
4
15.11.2024
5
09.12.2024
6
14.12.2024
Название мероприятия
Количество
участников
Количество
образовательных
организаций
Профориентационный проект для
учащихся ДШИ – «Будущему музыканту»
Мастер-классы и концерт учащихся
класса Перевозкина Ильи Степановича
Семинар для концертмейстеров:
«Искусство аккомпанемента:
методические основы работы
концертмейстера в ДШИ»
Областная педагогическая конференция
«Совместное творчество – путь к
развитию индивидуальности музыканта».
Открытая методическая секция
преподавателей фортепиано и открытые
уроки преподавателя ГБПОУ СО
«Нижнетагильский колледж искусств»
Зиминой Ирины Федоровны:
«Актуальные проблемы развития
музыкально-исполнительского мышления
и творческого воспитания юного
пианиста»
I Областной конкурс проектов по истории
музыки, истории искусств и истории
театра «Гении ХХ века»
35
3
12
1
35
8
55
25
27
11
15
4
Кадровое обеспечение образовательного процесса
На конец 2024 г. кадровый состав ДШИ включал 67 человека, из них:
Директор
Заместитель директора по учебной работе
Заместитель директора по методической работе
Заместитель директора по платным услугам
Заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности
Преподаватели - 51 человек (включая директора, заместителей директора по УР и
МР, заместителя директора по ПУ). 14 преподавателей являются внешними
совместителями.
Учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал - 16 человек.
В составе педагогических работников - 36 бывших выпускника школы.
Кадровое
обеспечение
образовательного
процесса
соответствует
образовательным программам, реализуемым учреждением. Качественный состав
педагогических кадров соответствует реализации предпрофессиональных и
общеразвивающих программ в области искусств.
Состав педагогического коллектива по уровню квалификации
2022
2023
2024
Высшая категория
28/52%
28/59%
32/63%
Первая категория
13/24%
15/32%
11/22%
Соответствие занимаемой
1/2%
должности
Всего преподавателей
53
47
51
Доля преподавателей Школы с профильным высшим или средним
профессиональным образованием стабильно составляет 100%.
Состав педагогического коллектива по уровню образования
2022
2023
2024
Высшее образование
49/93%
43/91%
46/90%
Среднее профессиональное
4/7%
4/9%
5/10%
образование
Всего преподавателей
53
47
51
До 30 лет
Состав педагогического коллектива по возрасту
2022
2023
2024
6/11%
6/13%
10/20%
До 55 лет
Свыше 55 лет
Всего преподавателей
27/51%
20/38%
53
26/55%
15/32%
47
27/53%
14/27%
51
Кадровый потенциал школы выступает важным ресурсным обеспечением
образовательной программы. В школе сложился эффективный педагогический
коллектив. Профессионализм и квалификация преподавателей позволяет успешно
выполнять задачи по реализации образовательных программ, обеспечивать
качество образования обучающихся.
В последние годы педагогический коллектив Школы пополнился молодыми
преподавателями, имеющих высшее и среднее профессиональное образование по
специальностям: фортепиано, изобразительное искусство, актёрское мастерство,
теоретические дисциплины. Вместе с тем, для Школы остается актуальной
проблема привлечения и закрепления молодых специалистов.
Одним из основных приоритетов деятельности ДШИ является формирование
высокопрофессионального педагогического коллектива, в котором преподаватели
занимаются самообразованием, повышением квалификации и творчеством,
направленным на совершенствование образовательного процесса.
В целях постоянного профессионального роста преподаватели ДШИ
посещают курсы повышения квалификации (согласно графику) и семинары.
Повышение квалификации педагогических работников
учеба
курсы
Федеральная программа
всего
в ВУЗах
повышения
«Творческие люди»
(переподготовка) квалификации
2
6
10
18
27 педагогических работников посетили семинары, мастер-классы, НПК
мероприятие
дата, место проведения
Профориентационный проект для
учащихся ДШИ – «Будущему
музыканту»
20.01.2024, Верхняя Салда
Открытая методическая секция
преподавателей народных
инструментов. Мастер-классы
преподавателей ГБПОУ СО
«Нижнетагильский колледж
искусств»
II Всероссийская виолончельная
17.02.2024, Верхняя Салда
29-31 марта 2024, г. Москва
участники
Бабкина О.А.
Игонина Ж.М.
Чиркова М.В.
Гордеева Н.Б.
Калдина С.В.
Тетюева Л.Д.
Волкова М.В.
Дебердеева М.Ю.
Шибаев Г.А.
Гордеева Н.Б.
Чайко Н.Н.
Трифонова Л.С.
академия
Совет директоров ДХШ и
руководителей художественных
отделений ДШИ Свердловской
области
Семинар преподавателей ДХШ и
ДШИ на тему «Эффективные
методы преподавания обучающихся,
в рамках предпрофессиональных
программ»
Открытый патриотический форум
«Свободный»
29.03.2024
г. Сысерть
Дебердеева М.Ю.
Ковшова А.С.
16.03.2024
ГБУДОСО «Алапаевская
ДШИ»
Углова С.Г.
Ковшова А.С.
Герасимова Р.С.
28-29.04.2024
ЗАТО Свободный
Областное методическое
мероприятие «Традиционные и
инновационные методы
преподавания сольфеджио»
Семинар в рамках проведения VI
Областного конкурса по
академическому рисунку и живописи
«Мастерская натюрморта» и
семинара «Особенности и проблемы
художественного образования:
тенденции, перспективы»
Семинар-практикум «Искусство
аккомпанемента: методические
основы работы концертмейстера в
ДШИ», спикер Беляевская Н.Н.
23.10.2024
Н-Тагил
Бабкина О.А.
Митько О.С.
Игонина Ж.М.
Мезина А.В.
Дудина А.В.
Областная педагогическая
конференция «Совместное
творчество – путь к развитию
индивидуальности музыканта».
15.11.2024
Верхняя Салда
23.10.2024
Верхняя Салда
Казакова Т.А.
Ковшова А.С.
Углова С.Г.
Герасимова Р.С.
Лябахова Ю.А
30.10.2024
Верхняя Салда
Дебердеева М.Ю.
Гордеева Н.Б.
Пасечник К.В.
Митько О.С.
Павлович А.Н.
Чиркова М.В.
Чайко Н.Н.
Калдина С.В.
Бабкина О.А.
Костюкович С.Н.
Чуркина Н.В.
Пасечник К.В.
Маколкина Ю.В.
Павлович А.Н.
Дебердеева М.Ю.
Игонина Ж.М.
Бабкина О.А.
Шушканова Ю.В.
Аржанова О.Д.
Калдина С.В.
Тетюева Л.Д.
Дудина А.В.
Семинар методической площадки по
художественному образованию
Свердловской области «Актуальные
проблемы развития музыкальноисполнительского мышления и
творческого воспитания юного
пианиста» Мастер-класс Зиминой
И.Ф., преподавателя НТКИ
Открытая методическая секция
преподавателей народных
инструментов. Мастер-класс
преподавателя ГБПОУ СО
«Нижнетагильский колледж
искусств». Перевозкина И.С.
Мастер-класс Натальи
Владимировны Молокановой,
главного режиссера
Нижнетагильского театра кукол,
преподавателя НТКИ
09.11.2024
Верхняя Салда
Дебердеева М.Ю.
Гордеева Н.Б.
Павлович А.Н.
Костюкович С.Н.
Чуркина Н.В.
26.10.2024
Верхняя Салда
Шибаев Г.А.
Гордеева Н.Б.
Чайко Н.Н.
22.10.2024
Верхняя Салда
Горелова А.А.
Егорова Е.А.
Шушканова Ю.В.
В школе сформирован высокопрофессиональный педагогический коллектив,
созданы оптимальные условия для повышения квалификации, профессионализма и
компетентности педагогических работников. Часть преподавателей добилась
особенных успехов, и были отмечены наградами разного уровня, в том числе:
Почетная грамота Губернатора Свердловской области (Углова С.Г.)
6 сотрудников отмечены Почетными грамотами и Благодарностями Главы
Администрации Верхнесалдинского городского округа
Материально-техническая база ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ»
На сегодняшний день школа располагает материально-техническим
оснащением, обеспечивающим необходимые условия для учебной деятельности,
развития способностей и интересов обучающихся.
Школа построена по типовому проекту и представляет собой трехэтажное
кирпичное здание площадью 3215,6 кв. м. Год постройки – 1967. Санитарногигиеническое и пожарное состояние учебных помещений соответствует
санитарно-эпидемиологическим и пожарным нормам безопасности.
Дверь центрального входа оборудована видеодомофоном. Вход в здание
образовательного учреждения осуществляется по пропускам через систему
контроля управления доступом (СКУД). Все помещения образовательного
учреждения оборудованы охранной сигнализацией. Охрану школы осуществляют
сотрудники ООО ЧОП «Гранит». Здание и территория школы оборудованы
системой наружного и внутреннего видеонаблюдения в количестве 18 штук, из них
8 камер наружного видеонаблюдения и 10 камера внутреннего видеонаблюдения.
По усовершенствованию данной системы с учетом количества установленных
камер и мест их размещения обеспечивается непрерывное видеонаблюдение
потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий).
Архивирование и хранение данных сохраняется в течение 30 суток. В
образовательном учреждении имеется радиоточка для оповещения о чрезвычайных
ситуациях.
В целях обеспечения безопасных условий образовательного процесса
функционируют:
- охранно-пожарная сигнализация;
- тревожная кнопка;
- организована физическая охрана.
В последние годы администрация школы вела системную работу по
обновлению материально-технической базы учреждения. В 2024 проведены
следующие ремонтные работы:
- Ремонт откосов на окнах в большом зале и установка вертикальных
жалюзи;
- Гидропромывка системы отопления;
- Утепление системы отопления.
В
рамках
приведения
в
соответствие
объекта
требованиям
антитеррористической защищенности проведены следующие работы:
- «Установка системы оповещения и управления эвакуацией »
Закуплены необходимые для проведения занятий учебные материалы и
пособия, портативная колонка для класса хореографии. Закуплено современное
световое оборудование для театрального зала.
Приобретено оборудование для реализации программы «Доступная среда»:
- светодиодное табло;
- кресло-коляска.
Общие выводы
Анализ деятельности ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ» показал, что для
реализации образовательной деятельности в учреждении имеется в наличии
нормативная и организационно-распорядительная документация, которая
соответствует действующему законодательству, нормативным положениям в
системе дополнительного образования и Уставу.
Структура ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ» и система управления им
соответствует нормативным требованиям. Учреждение динамично развивается.
Все образовательные программы, реализуемые в школе, соответствуют
Лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Оценка степени освоения обучающимися дисциплин, учебных планов,
образовательных программ подтверждает объективность полученных результатов
и достаточный уровень знаний обучающихся. Выпускники поступают в СУЗы и
ВУЗы в области культуры и искусства. Активно развивается направление
конкурсно-выставочной, концертной и социокультурной деятельности.
Повышение квалификации преподавателей носит системный характер,
охватывает весь преподавательский состав, регламентируется необходимыми
нормативными документами. Учреждение располагает необходимой материальнотехнической базой.
Рекомендации:
По итогам самообследования следует продолжить работу по:
совершенствованию качества подготовки обучающихся;
совершенствованию учебно-методической, инновационной, воспитательной
деятельности;
внедрению новых образовательных программ для детей с особыми
потребностями;
совершенствованию материально-технической и учебно-методической базы.
Показатели деятельности ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ»
(Утверждены приказом Минобрнауки России от 10.02.2013 г., № 1324)
N п/п
Показатели
Единица
измерения
1.
Образовательная деятельность
чел.
1.1
Общая численность учащихся, в том числе:
597
1.1.1
Детей дошкольного возраста (3 - 7 лет)
79
1.1.2
Детей младшего школьного возраста (7 - 11 лет)
288
1.1.3
Детей среднего школьного возраста (11 - 15 лет)
190
1.1.4
Детей старшего школьного возраста (15 - 17 лет)
40
150
1.2
Численность
учащихся,
обучающихся
по
образовательным программам по договорам об оказании
платных образовательных услуг
5/0,6%
1.3
Численность/удельный вес численности учащихся,
занимающихся в 2-х и более объединениях (кружках,
секциях, клубах), в общей численности учащихся
0
1.4
Численность/удельный вес численности учащихся с
применением
дистанционных
образовательных
технологий,
электронного
обучения,
в
общей
численности учащихся
1.5
Численность/удельный вес численности учащихся по
0
образовательным программам для детей с выдающимися
способностями, в общей численности учащихся
1.6
1.6.1
1.6.2
Численность/удельный вес численности учащихся по
образовательным программам, направленным на работу с
детьми с особыми потребностями в образовании, в общей
численности учащихся, в том числе:
4/0,8%
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья
1/0,2%
Дети-сироты,
родителей
дети,
оставшиеся
без
попечения
5/1,1%
1.6.3
Дети-мигранты
0
1.6.4
Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию
0
1.7
1.8
Численность/удельный вес численности учащихся,
занимающихся учебно-исследовательской, проектной
деятельностью, в общей численности учащихся
22/3%
Численность/удельный вес численности учащихся,
принявших участие в массовых мероприятиях (конкурсы,
соревнования, фестивали, конференции), в общей
численности учащихся, в том числе:
353/60%
1.8.1
На муниципальном и территориальном уровне
97/16%
1.8.2
На региональном уровне
87/14%
1.8.3
На межрегиональном уровне
25/4%
1.8.4
На федеральном уровне
70/12%
1.8.5
На международном уровне
74/12%
1.9
Численность/удельный вес численности учащихся победителей и призеров массовых мероприятий
(конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в
общей численности учащихся, в том числе:
320/54%
1.9.1
На муниципальном и территориальном уровне
90/15%
1.9.2
На региональном уровне
70/12%
1.9.3
На межрегиональном уровне
22/4%
1.9.4
На федеральном уровне
64/11%
1.9.5
На международном уровне
74/12%
1.10
Численность/удельный вес численности учащихся,
участвующих в образовательных и социальных проектах,
в общей численности учащихся, в том числе:
430/72%
1.10.1
Муниципального уровня
430/72%
1.10.2
Регионального уровня
70/12%
1.10.3
Межрегионального уровня
0
1.10.4
Федерального уровня
0
1.10.5
Международного уровня
0
1.11
Количество массовых мероприятий, проведенных
образовательной организацией, в том числе:
На муниципальном уровне
151
1.11.1
1.11.2
На региональном уровне
0
1.11.3
На межрегиональном уровне
0
1.11.4
На федеральном уровне
0
1.11.5
На международном уровне
0
1.12
Общая численность педагогических работников
51
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников,
имеющих
высшее
образование, в общей численности педагогических
работников
46/90%
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников,
имеющих
высшее
образование педагогической направленности (профиля), в
общей численности педагогических работников
26/51 %
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников,
имеющих
среднее
профессиональное образование, в общей численности
педагогических работников
5/10 %
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
работников,
имеющих
среднее
профессиональное
образование
педагогической
направленности (профиля), в общей численности
педагогических работников
5/10 %
Численность/удельный
вес
численности
педагогических работников, которым по результатам
аттестации присвоена квалификационная категория, в
общей численности педагогических работников, в том
числе:
43/85 %
1.17.1
Высшая
32/63%
1.17.2
Первая
11/22 %
1.18
Численность/удельный
вес
численности
педагогических работников в общей численности
педагогических работников, педагогический стаж работы
которых составляет:
1.18.1
До 5 лет
11/22 %
1.18.2
Свыше 30 лет
14/27 %
1.19
1.20
Численность/удельный
вес
численности
педагогических работников в общей численности
педагогических работников в возрасте до 30 лет
10/20%
Численность/удельный
вес
численности
педагогических работников в общей численности
педагогических работников в возрасте от 55 лет
14/27%
1.21
Численность/удельный
вес
численности
педагогических
и
административно-хозяйственных
работников, прошедших за последние 5 лет повышение
квалификации/профессиональную переподготовку по
профилю педагогической деятельности или иной
осуществляемой
в
образовательной
организации
деятельности, в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
51/80%
1.22
Численность/удельный вес численности специалистов,
обеспечивающих
методическую
деятельность
образовательной организации, в общей численности
сотрудников образовательной организации
3/6%
1.23
Количество
педагогическими
организации:
публикаций,
работниками
подготовленных
образовательной
1.23.1
За 3 года
72
1.23.2
За отчетный период
23
1.24
Наличие в организации дополнительного образования
системы
психолого-педагогической
поддержки
одаренных детей, иных групп детей, требующих
повышенного педагогического внимания
2.
Инфраструктура
2.1
Количество
компьютеров
в
расчете
на
одного
8
0,6
учащегося
2.2
единиц
Количество
помещений
для
осуществления
образовательной деятельности, в том числе:
49
2.2.1
Учебный класс
45
2.2.2
Лаборатория
0
2.2.3
Мастерская
1
2.2.4
Танцевальный класс
3
2.2.5
Спортивный зал
0
2.2.6
Бассейн
0
2.3
Количество помещений для организации досуговой
деятельности учащихся, в том числе:
4
единицы
2.3.1
Актовый зал
0
2.3.2
Концертный зал
4
2.3.3
Игровое помещение
0
2.4
Наличие загородных оздоровительных лагерей, баз
отдыха
нет
2.5
Наличие в образовательной организации системы
электронного документооборота
да
2.6
2.6.1
2.6.2
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
нет
С обеспечением возможности работы на стационарных
компьютерах
или
использования
переносных
компьютеров
С медиатекой
нет
нет
2.6.3
Оснащенного
средствами
распознавания текстов
и
нет
2.6.4
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных
в помещении библиотеки
нет
2.6.5
2.7
сканирования
С контролируемой распечаткой бумажных материалов
Численность/удельный вес численности учащихся,
которым
обеспечена
возможность
пользоваться
широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей
численности учащихся
нет
0/0%