ПАЛЕХ. Художник Иван Голиков

01.01.2017

к 130-летию со дня рождения художника

ПаЛЕХ. ХУДОЖНИК ИВАН ГОЛИКОВ

Память о нем светла и легендарна. Она живет в творчестве нескольких поколений художников Палеха, испытывающих влияние великого художника. В чем же сила его искусства? Прежде всего: один из основоположников палехской миниатюры, Голиков кровно связан с древним иконописным селом. И шире — с историей и культурой Владимиро-Суздальской земли, где из поколения в поколение передавался нравственно-эстетический идеал Древней Руси. Во-вторых, он впитал революционный дух эпохи, наполнивший его творчество вдохновенной силой романтического переживания жизни. Наконец, третье, очень важное: глубокое чувство причастности к народу, его судьбам и ценностям - вот почему, например, столь органичен для Голикова фольклор. Все это и определило стремительный расцвет таланта.

С детских лет Голиков вобрал в себя поэтический мир народного быта с его праздничными хороводами, ездой на лихих тройках. Иван вырос в семье потомственных иконописцев, сохранивших память о высоких традициях древнерусского искусства. Словом, это был особый мир, а в Палехе еще и нераздельно слитый с патриархальным бытом крестьян, занимавшихся землепашеством и ямщиной. В этой среде и сложилось видение художника, его глубокая любовь к родине. Именно здесь исток привязанности к фольклорным образам, которую мастер пронес через всю жизнь.

С четырнадцати лет — после смерти отца — Иван вынужден содержать всю большую семью. Работает сначала в Палехе, потом в Москве и Петербурге — по реставрации церковных росписей. И — война: сперва империалистическая, затем гражданская. Позднее Иван Голиков воспоет воинский подвиг в живописных миниатюрах на папье-маше.

А начало новому искусству было положено в 1922 — 1924 годах в Москве, когда Голиков вместе с палешанами Глазуновым и Вакуровым нашел применение древней темперной живописи по лаку. Технологию изготовления коробочек заимствовали в подмосковном Федоскине. Тогда же, в 1924 году, в Палехе родилась «Артель древней живописи», и Голиков стал организатором и вдохновителем нового искусства.

Голиковская декоративность оттачивалась долгие годы. В иконописных работах, росписях церквей, после революции — в театральных декорациях. С небывалой силой расцвела она в миниатюрной лаковой живописи — более 1000 миниатюр создал художник! Великий его дар проявился уже в начале 20-х годов ХХ столетия— перед зрителем предстал поистине вдохновенный мир.

Первые выставки в Венеции в 1924 году и в Париже в 1925 году вызвали сенсацию. Публику поразило, что где-то в российской глубинке создано искусство высочайшего мирового уровня. Итальянцы даже предлагали палешанам открыть школу лаковой миниатюры.

И на родине прогрессивные писатели Горький, Зарудин, Вихрев, Пильняк, Семеновский, историк искусства Бакушинский высоко оценили палехское искусство и в первую очередь — творчество Голикова.

Особенно выделяли музыкальность живого чувства, ярко выражавшуюся во всем: начиная от приемов письма, трепетности живописной фактуры с ее колебаниями плотных и прозрачных цветов, любовно — в каждом сантиметре прописанной поверхности до живописно-пластического строя всей миниатюры. Линия, цвет, композиция, пространство, ритм — из всего извлекается энергия созвучий. Изображение отличается удивительной цельностью, точностью всех деталей: миниатюра, кажется, написана на одном дыхании! Изобразительный, живописный образ перекликается со словесным, звуковым.

В его миниатюрах можно найти все — от точности цвета как природной характеристики — до «пейзажного» мышления цветом, где как бы присутствуют родные небо, поля, леса, холмы. Об этом вообще можно говорить как о национальной черте русского искусства, связанной с этическим идеалом народа, воспринимавшего мир в нерушимой целостности. Душевная стойкость связывалась с вечными ценностями, прежде всего — верой в конечную победу красоты, гармонии, братства — добрых сил. Именно это и дает миниатюре свое художественное время. В нем объединено реальное и фантастическое, историческое и настоящее.

Вот какой непреходящий урок дает творчество Ивана Голикова. Он любил прежде, чем приступить к работе, посмотреть, как солнце поднимается над Палехом. «Когда к нему ни зайдешь,— вспоминает Н. Ф. Вихрев,— вечером сидит и ночью сидит, работает. Он посторонними делами не занимался и своей души не менял на мелкие монеты».

Библиография:

1. Бакушинский А.В.Искусство Палеха.-М.: Akademia, 1934.- (Сер. «Искусствоведение»)

2. Порудоминский В. И. Откровение Ивана Голикова — М.: Советский художник, 1977. — 152 с. — (Рассказы о художниках).

3. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха.- Л.: Художник РСФСР,1975.Хочу такой сайт

4. Некрасова М.А.Советский художник ,1990.

Лучшие шедевры "золотого века" палехского искусства можно увидеть во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства:http://www.vmdpni.ru

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.11.2018

Дата обновления: 26.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Так же на сайте установлено ПО Яндекс-метрика, которое фиксирует посещаемость сайта. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».