Отчет о самообследовании ГБУДОСО Верхнесалдинская ДШИ за 2022 год

Самообследование государственного бюджетного учреждения дополнительного
образования Свердловской области «Верхнесалдинская детская школа искусств» (далее –
ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ», Школа) проводилось в соответствии с Законом
Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении Порядка проведения
самообследования образовательной организацией", приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 10 декабря 2013 г. N 1324 "Об
утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей
самообследованию", Приложение к приказу Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) N462 утверждены приказом
Минобрнауки России от 14.12.2017 № 1218 «Об изменениях в Порядок проведения
самообследования образовательной организацией», внутренними локальными актами
ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ».
Отчет составлен по материалам самообследования деятельности ГБУДОСО
«Верхнесалдинская ДШИ» в период с 01 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г.
При самообследовании анализировались:
 организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности;
 образовательная деятельность ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ» в целом
(соответствие содержания учебных планов и образовательных программ,
соответствие качества подготовки выпускников по результатам итоговых
аттестаций
требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников, качество организации учебного процесса);
 концертно – конкурсная, выставочная, социокультурная деятельность ГБУДОСО
«Верхнесалдинская ДШИ»;
 методическая работа ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ»;
 кадровое обеспечение образовательного процесса по заявленным образовательным
программам (качественный состав педагогических кадров);
 учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и
средства обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации
образовательных программ;
 материально-техническая
база
ГБУДОСО
«Верхнесалдинская
ДШИ»
(обеспеченность образовательного процесса необходимым оборудованием).
Общие сведения
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Свердловской
области «Верхнесалдинская детская школа искусств» (сокращенное наименование
ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ») основано в 1952 году.
Юридический и фактический адрес школы: Российская Федерация, Свердловская
область, г.Верхняя Салда, ул.Энгельса, д.47
Организационно-правовая
форма
Бюджетного
учреждения:
государственное
учреждение.
Тип государственного учреждения: бюджетное учреждение.

Тип образовательной организации: организация дополнительного образования.
Уровень и направленность образования: дополнительное образование в сфере культуры и
искусства.
И.о. директора: Бабкина Ольга Александровна
Учредитель: Министерство культуры Свердловской области
Адрес сайта в Интернете: http://www.dshivs.uralschool.ru
Адрес электронной почты: dshivs@yandex.ru
Образовательная деятельность и организация учебного процесса
ДШИ ведет образовательную деятельность на основании лицензии на право
ведения образовательной деятельности № 18213 от 03 февраля 2016 года, выданной
Министерством образования и молодежной политики Свердловской области, на
основании выписки из реестровой записи в связи с изменением наименования
юридического лица приказ №300-ли от 07 апреля 2021 года.
ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ» предоставляет обучающимся право выбора
вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательных программ в
выбранной сфере познания. Основной контингент школы - 540 детей, 233 человека
обучаются на отделении дополнительных платных образовательных услуг.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ДШИ и лицензией
реализуются следующие программы:
- дополнительные общеразвивающие программы в области искусств: «Музыкальное
исполнительство», «Изобразительное искусство», «Хореографическое искусство»,
«Театральное искусство».
- дополнительные предпрофессиональные программы по видам искусств:
«Музыкальное исполнительство», «Изобразительное искусство», «Хореографическое
искусство», «Театральное искусство».
На отделении дополнительных платных образовательных услуг реализуются
образовательные программы по категориям: «Группы раннего эстетического развития»,
«Группы подготовки детей к поступлению в школу (по видам искусств)», «Студии»,
«Специальные курсы», «Общеразвивающие программы».
Учебные планы в ДШИ разрабатываются самостоятельно в соответствии с
Федеральным законом от 29.12 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» и утверждаются директором школы. В соответствии с реализуемыми
программами учебные планы ДШИ рассчитаны на различный срок освоения, в
зависимости от возраста обучающихся.
I.
Учебные планы по дополнительным предпрофессиональным программам по
видам искусств (ДПП)

ДПП в области музыкального искусства «Фортепиано» (срок обучения 8 лет)

ДПП в области музыкального искусства «Струнные инструменты» (срок обучения
8 лет)

ДПП в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» (срок
обучения 5 лет, 8 лет)

ДПП в области музыкального искусства «Народные инструменты» (срок обучения
5 лет, 8 лет)


ДПП в области музыкального искусства «Хоровое пение» (срок обучения 8 лет)

ДПП в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
(срок обучения 8 лет)

ДПП в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5 лет, 8
лет)

ДПП в области изобразительного искусства «Дизайн» (срок обучения 5 лет)

ДПП в области изобразительного искусства «Декоративно- прикладное
творчество» (срок обучения 5 лет, 8 лет)

ДПП в области театрального искусства «Искусство театра» (срок обучения 8
лет)
II. Учебные планы по дополнительным общеразвивающим программам в области
искусств (ДОП)

ДОП «Основы ИЗО» (срок обучения 3 года)

ДОП «Ранняя профессиональная подготовка» (музыкальное искусство) (срок
обучения 1 год)

ДОП «Ранняя профессиональная подготовка» (хореографическое искусство) (срок
обучения 1 год)

ДОП «Современный бальный танец» (срок обучения 8 лет)

ДОП «Подготовка детей к поступлению в школу на музыкальное отделение» (срок
обучения 1 год)

ДОП «Эстрадный вокал» (срок обучения 4 года)

ДОП «Музыкальное творчество» (срок обучения 5 лет)
III. Учебные планы по дополнительным общеразвивающим программам в области
искусств (ДОП, реализуемые по договорам об оказании платных образовательных услуг)
Группы раннего эстетического развития
Группа раннего эстетического развития «Капельки» (срок обучения 3 года)
Группа раннего эстетического развития «Семицветик» (срок обучения 3 года)
Группа раннего эстетического развития «Радуга- беби» (срок обучения 1 год)
Группа раннего эстетического развития «Маленький гений» (срок обучения 1 год)
Группа раннего развития «УникУм» (срок обучения 1 год)
Программа подготовки детей к поступлению в школу
Программа подготовки детей к поступлению в школу на музыкальное отделение «Доми-соль-ка» (срок обучения 1 год)
Программа подготовки детей к поступлению в школу на художественное отделение
«Юный художник» (срок обучения 1 год)
Программа подготовки детей к поступлению на хореографическое отделение «Первые
шаги» (срок обучения 2 года)
Программа подготовки детей к поступлению в школу на театральное отделение
«Маленький театр» (срок обучения 2 года)
Специальные курсы

Программа специального курса "Инструментальное исполнительство" (фортепиано,
саксофон, синтезатор, скрипка, виолончель, гитара, укулеле, аккордеон), вокал,
хореография (срок обучения 1 год)
Программа «Читаем сами» (срок обучения 1 год)
Программа «Синий трактор» (логопедия) (срок обучения 1 год)
Студии
Программа танцевально-спортивного клуба «Promenade Style» (срок обучения 3 года)
Программа «Бард- студия» (срок обучения 1 год)
Программа
«Светлячок»
(развитие
вокальных
способностей
младших
дошкольников)(срок обучения 1 год)
Общеразвивающие программы
Программа «Живопись» (срок обучения 5,8 лет)
Программа «Дизайн» (срок обучения 5 лет)
Программа «Основы ИЗО» (срок обучения 3 года)
Программа «Декоративно- прикладное творчество» (срок обучения 8 лет)
Программа «Хореографическое искусство» (срок обучения - 8 лет)
Учебные планы всех образовательных программ содержат обязательную и
вариативную части, что дает возможность обучающимся приобрести дополнительные
знания, умения и навыки.
Обучающиеся и преподаватели в достаточной мере обеспечены учебной и учебнометодической литературой по каждой образовательной программе в соответствии с
лицензионными требованиями и нормативами.
ДШИ оснащена необходимым количеством музыкальных инструментов как для
пользования в стенах школы, так и для домашних занятий. В распоряжении обучающихся
и преподавателей школьная библиотека, фонотека и видеотека.
Контингент обучающихся
На 31.12.2022 г. контингент обучающихся по основным образовательным
программам в рамках государственного задания составляет 540 человек.
Количество обучающихся по отделениям
Количество обучающихся
Отделение
2020 - 2021
2021 - 2022
2021 - 2022
учебный год
учебный год
учебный год
Музыкальное искусство
226
239
239
Художественное искусство
195
186
183
Хореографическое искусство
45
41
42
Театральное искусство
65
74
76
Всего:

540

540

540

На основании приведённых данных можно отметить, что численность основного
контингента школы за последние годы стабильна. На 31 декабря 2021 года количество
обучающихся основного контингента по программам составляет:
Общеразвиваюшие программы
Предпрофессиональные программы
98чел./18 %
442 чел./82 %

В дальнейшем следует активно продолжать работу по привлечению обучающихся
на отделении платных образовательных услуг в основной контингент школы, повышая
уровень мотивации обучающихся через индивидуальную работу с детьми и их
родителями, активное участие в концертной, конкурсной и социокультурной
деятельности ДШИ.
Сведения об отчисленных
2020-2021 год
2021-2022 год
540 человек
540 человек
Контингент
Количество отчисленных
12 человек (в том числе 6
14 человек (в том числе 7
чел. - по причине смены
чел. - по причине смены
места жительства, перевода места жительства, перевода
в другое ОУ)
в другое ОУ)
Доля отчисленных по
2,2 %
2,5 %
отношению к общему
числу обучающихся
Количество отчисленных обучающихся, окончивших ДШИ компенсируется вновь
зачисленными обучающимися в первый класс, а также зачислением на освободившиеся
места детей из числа обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам
(по договорам об оказании платных образовательных услуг) с учётом перезачёта часов по
учебным планам.
На отделении дополнительных платных образовательных услуг в настоящее
время обучается 233 человека – детей и взрослых. Перечень образовательных программ
отделения дополнительных платных образовательных услуг с каждым годом
обновляется. На основе изучения потребностей жителей города в новых образовательных
услугах преподавателями ежегодно разрабатываются и реализуются новые программы.
Эффективность работы по дополнительным образовательным программам (группы
раннего эстетического развития, группы подготовки детей к поступлению в ДШИ)
доказывает тот факт, что более 60% обучающихся по данным программам, в итоге,
пополняют основные отделения ДШИ:
Хореографическое
Художественное
Музыкальное
Театральное
отделение
отделение
отделение
отделение
95 %
58%
67%
96%

Анализ качества образования
Оценка качества реализации образовательных программ включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся и
осуществляется в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся» и «Положением
о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, осваивающих
дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств».

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
Школой на основании Федеральных государственных требований. В школе разработана
система оценок в рамках промежуточной аттестации, предполагающая пятибалльную
шкалу с использованием плюсов и минусов: «5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»;
«2»; «зачет» по соответствующим критериям. Продолжается корректировка фонда
оценочных средств, включающих: общую систему оценок, различные варианты учебных
и экзаменационных заданий (для вступительных испытаний, промежуточной и итоговой
аттестации).
Анализ результатов промежуточной аттестации за два учебных года показывает
высокий и достаточно стабильный уровень успеваемости в школе (в среднем 99%) и
качества обучения (в среднем 69 %), небольшое снижение показателей объясняется
изменением требований к уровню подготовки учащихся по предпрофессиональным
программам в процессе доработки фондов оценочных средств, приведения в соответствие
критериев оценки с требованиями ФГТ.
2021
2022
учебный год
учебный год
Всего обучающихся
% успеваемости
средний балл по итогам промежуточной аттестации
(по 10-бальной шкале)

540
99%
6,9

540
99%
7

качественный показатель успеваемости

69%

79%

уровень освоения программ (кол-во, доля)
323/60%
336/62%
высокий
161/30%
164/30%
средний
56/10%
40/7%
низкий
Результаты итоговой аттестации выпускников, освоивших дополнительные
предпрофессиональные программы, демонстрируют высокий уровень освоения
образовательных программ – качественный показатель 100%, 14 выпускников 2022 года
показали «отличные» результаты на итоговой аттестации, стабильным остаётся процент
выпускников, продолжающих профессиональное обучение в средних и высших учебных
заведениях по направлениям искусства.
Мониторинг результатов выпускных экзаменов
2020

2020

2022

46

50

82

% успеваемости

100%

100%

100%

% качества обучения

63%

84%

88%

Доля выпускников, имеющих отличные
результаты аттестации

11%

16%

17%

Всего выпускников

Доля выпускников, продолживших
профессиональное обучение в СУЗах и
ВУЗах

30%

30%

16%

Эффективность трёхступенчатой модели образовательного процесса в школе,
взаимосвязь и преемственность всех её компонентов – начиная с раннего эстетического
развития и заканчивая этапом предпрофессиональной подготовки подтверждается на
практике: на сегодняшний день более 60 выпускников школы продолжают обучение в
средних и высших учебных заведениях.
Одно из значимых достижений школы - стипендиаты:

Стипендия Губернатора Свердловской области
2022 год Шибаева Анна (фортепиано)

Региональный тур Общероссийского конкурса «Молодые дарования России»
Победитель – Шибаева Анна (фортепиано).

Общероссийский конкурс «Молодые дарования России»- диплом лауреат II местоШибаева Анна.
По итогам 2011 года школа внесена в Национальный реестр «Ведущие учреждения
культуры России» (Свидетельство № 9049 от 11.01.2012 года).
В 2014 году по итогам конкурса «100 лучших школ России», проходившего в рамках II
Всероссийского образовательного форума «Школа будущего» в С.-Петербурге, школа
получила диплом лауреата в номинации «Лучшая школа искусств».
В 2015 году Верхнесалдинская ДШИ стала третьей в региональном этапе всероссийского
конкурса «50 лучших школ искусств» а в 2017 году – стала победителем
общероссийского тура.
2018 год - Информация о школе внесена в литературно-биографический альманах
«Персона России», том 15, выпускаемый при поддержке пресс-службы и информации
Президента РФ.
2019 - Школа стала базовой площадкой ГАУК СО «Региональный ресурсный центр в
сфере культуры и художественного образования» по направлению «Музыкальное
искусство».
Просветительская, концертно-выставочная и конкурсная деятельность
Приобщение наибольшего количества детей и подростков к творческой
деятельности рассматривается в качестве способа развития интеллектуальных и
творческих ресурсов и как один из важных результатов реализации «Плана мероприятий
(«дорожной карты») по перспективному развитию детских школ искусств». Приоритет
индивидуального подхода в работе с каждым ребёнком, организация его самостоятельной
работы, создание условий, побуждающих учащихся активно участвовать в творческой и
просветительской деятельности школы, позволяет не только добиваться положительной
динамики результатов освоения образовательных программ, но и высоких результатов в
конкурсно-фестивальной деятельности. Учащиеся школы представляют город на
конкурсах, фестивалях, выставках в России, ежегодно становятся лауреатами и
дипломантами
территориальных,
областных,
региональных,
всероссийских,
международных конкурсов. За отчетный период в состоявшихся конкурсных
мероприятиях приняли участие 410 учащихся, 253 из них признаны победителями и

призерами конкурсов всероссийского, международного и регионального уровня, доля от
общего количества учащихся составила 38%.
Результативность участия в конкурсах и выставках
2020

Всего обучающихся (бюджет и внебюджет)
Количество и доля детей, принявших участие в
региональных, всероссийских и международных
мероприятиях

540

234/43%

2021

2022

540

674
(540/174)

226/42%

298/44%

Доля детей, ставших победителями и призёрами
региональных, всероссийских и международных
174/32%
205/38%
253/38%
мероприятий
Для творческой реализации детей в школе разработан и внедрен большой артпроект «Искусство без границ», являющийся основой Программы развития школы
«Воспитание искусством» до 2025 года. Арт-проект «Искусство без границ» представлен
рядом проектов, каждый из которых имеет свое творческое название и подразделяется на
3 уровня: всероссийский, региональный и городской. В рамках реализации «Арт-проекта»
2022 году на базе Школы состоялся ряд конкурсных мероприятий:
- 17 февраля - VIII Открытый территориальный фестиваль-конкурс детского творчества
«Музыкальные забавы». В конкурсе принял участие 161 юный музыкант из 17 школ
Нижнетагильского методического объединения и один участник их города Калининград;
- 21 апреля - Открытый фестиваль-конкурс «Народные истоки» (35 участников народного
отделения Школы)
- 14 июня и 15 июня был реализован образовательный проект «Индустриальный
пейзаж», в котором приняло участие 42 человека – 35 учащихся и 7 преподавателей из
школ Верхняя Салда, Нижняя Салда и с. Николо-Павловское (Нижний Тагил);
- 19 октября – Областной очный конкурс для обучающихся художественных отделений
ДШИ и ДХШ «Мастерская натюрморта» (74 участников и 32 преподавателя (семинар) из
16 школ Свердловской области);
- 24-25 ноября - II Областной фестиваль-конкурс театрального искусства «ПЕРСОНАЖ»,
в котором приняло участие 222 человека, из 13 учреждений культуры Свердловской
области
- II Открытый городской конкурс проектов по истории музыки, истории искусств и
истории театра «Гении ХХ века» для обучающихся ДШИ и общеобразовательных школ
города.
- Внутришкольные конкурсы на всех отделениях школы, в которых приняли участие до
80% обучающихся.
Проекты, реализуемые школой, различные - от краткосрочных, предполагающих
проведение одного - двух мероприятий, до долгосрочных, направленных на решение
перспективных задач. Но, в итоге, малые проекты объединяются единой целью и также
становятся перспективными. Во всех представляемых проектах школа становится
уникальным образовательным учреждением, реализующим, с одной стороны,
образовательные программы, с другой, решающим просветительские задачи.

За счет разнообразия форм, предлагаемых в рамках Арт-проекта, 98% учащихся
Школы имеют возможность реализовать свои творческие способности. Многократно
увеличилось число посещений концертов, выставок, культурных мероприятий,
доступных для широкой аудитории Школы за счет проведения мероприятий в форматах
офлайн и онлайн, в 2022 году было проведено 51 онлайн и 68 – офлайн мероприятий.
Стабильно растет количество мероприятий, проводимых ДШИ на базе других
учреждений, в том числе общеобразовательных школ и учреждений социальной
направленности, в 2022 году - 14 мероприятий в социально-реабилитационном центре,
ОУ и ДОУ города.
Проект, как и вся инновационная деятельность ДШИ, имеет особую значимость
для Верхнесалдинского городского округа. Он способствует интеграции школы в
городской, региональный и далее в федеральный культурные процессы, развивает
систему событийных мероприятий в сфере культуры и искусства.
Методическая деятельность
Основными задачами методической работы на 2022 год определены:
- Создание условий для личного и профессионального саморазвития педагогов, их
эрудиции и компетентности средствами научно-методической работы;
- Активизация работы по выявлению и обобщению, распространению передового
педагогического опыта творчески работающих педагогов через организацию и
проведение педагогических советов, открытых уроков, мастер-классов;
- Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов через
их участие в профессиональных конкурсах, создание авторских педагогических
разработок, проектно-исследовательскую деятельность и др.
- Разработка и апробация новых учебных курсов, активное внедрение в учебный процесс
современных методик индивидуально-личностного развития, информационных и
проектных технологий;
- Организация и подготовка преподавателей к аттестации (семинары, методические
консультации, постоянное сотрудничество с РРЦ, УРЦ)
- Повышение эффективности работы методических секций.
Среди приоритетных направлений деятельности:
- повышение квалификации преподавателей (самообразование, участие в семинарах,
конференциях, мастер-классах);
- переподготовка преподавателей;
- управление качеством образования (проведение мониторинговых мероприятий);
- обобщение и представление опыта работы преподавателей (открытые уроки, творческие
отчеты, публикации, разработка методических материалов, участие в конкурсах,
семинары) на различных уровнях.
В течение отчетного периода велась работа по корректировке программ учебных
предметов предпрофессиональных и общеразвивающих программ, разработка новых
программ в рамках работы отделения платных услуг, доработка фондов оценочных
средств, требований к промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Для обеспечения образовательного процесса используется методическая продукция,
разработанная педагогическими работниками Школы.

№
1.

наименование
2020
2021
2022
Дополнительные предпрофессиональные 10
10
10
программы в области искусства
2. Дополнительные
общеразвивающие 18
10
10
программы в области искусства
3. Адаптированные
дополнительные 0
3
2
общеразвивающие программы
4. Программы
учебных
предметов, 28
20
20
актуализированные в
текущем году
5. Методическая продукция, разработанная 26/2
35/2
49/2
педагогическими
работниками
Школы/имеющая
сертификат
(по
нарастающей)
За прошедший период преподавателями школы были разработаны и представлены
работы на научно-практических конференциях и конкурсах методического обеспечения:
Учебно-методические разработки преподавателей
III Межрегиональный конкурс методических работ педагогических работников
образовательных учреждений малых территорий (поселковые (сельские) и малые
города) «Ступеньки мастерства»
1. Лябахова Ю.А. Учебно-методическое пособие «Закрепление изучения теоретического
материала по истории искусств с помощью практического занятия на примере темы
«Фовизм и его основные представители».
2. Чуркина Н.В. ДПП в области музыкального исполнительства. Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство.
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.03. Фортепиано
III Областной конкурс социально-культурных проектов для государственных
детских школ искусств
1. Сурова Е.Б., Калдина С.В., Бабкина О.А. Социально-культурный проект «Областной
фестиваль-конкурс театрального искусства «ПЕРСОНАЖ» и
2. Образовательный проект «Индустриальный пейзаж»
IV Фестиваль-Форум ДШИ в Свердловской области. Участие в кинофестивале
среди детских школ искусств
1. «Воспитание искусством»
2. «Приемная кампания»
Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции
«Воспитательная деятельность образовательной организации – пространство
личностного роста участников образовательных отношений» (Н-Салда)
- Сурова Е.Б., Бабкина О.А. Организация творческой образовательной среды как
возможность сохранения контингента в детской школе искусств
- Калдина С.В. Реализация социокультурных проектов детской школы искусств как
фактор сохранения и развития традиций многонациональной культуры России и
приобщение подрастающего поколения к народному творчеству

- Лябахова Ю.А. Приобщение школьников к изучению искусства родного города на
примере декоративно-прикладного творчества уральского скульптора Леонида
Ефимовича Неверова
Электр. педагогический журнал «Золотой век» (Сборник № 1 2022 г.)
- Дудина А.В. «Социальный элемент народной гармоники».
Областной конкурс научно-методических и учебно-дидактических материалов
педагогических и руководящих работников ДШИ «Цифровая трансформация
дополнительного художественного образования в современных условиях: опыт
организации, идеи и решения, возможности и перспективы»
- Лябахова Ю.А. Презентация к уроку «Искусство русского плаката XX века»
Выступления на семинарах и конференциях.
Семинар преподавателей ДХШ и ДШИ на тему «Эффективные методы
преподавания обучающихся, в рамках предпрофессиональных программ»
- Углова С.Г., Назарычева Е.В. Творческий рисунок графитным карандашом в рамках
программы ДПП «Живопись» 1-5 класс. Из опыта работы художественного отделения
Верхнесалдинской ДШИ
Совет директоров школ искусств "Патриотическое воспитание в ДШИ"
- Шульмина А.А. «Изучение русских мотивов в росписи и пластике при реализации ДПП
«Декоративно-прикладное творчество» - вариативная часть, учебный предмет
«Мультипликация»
- Назарычева Е.В. «Пленэр на Владимиро-Суздальской земле – путешествие в
белокаменную Русь»
Областное комплексное мероприятие «Патриотическое воспитание детей через
обучение разным видам искусств в учреждениях дополнительного образования»
- Шульмина А.А. «Изучение русских народных мотивов в росписи и пластики. Создание
мультипликационных фильмов, в основе которых мотивы народного художественного
творчества»
- Назарычева Е.В. «Пленэр на Владимиро-Суздальской земле – путешествие в
белокаменную Русь»
Областной семинар-практикум «Деятельность детской школы искусств в условиях
реализации «дорожной карты». Опыт. Проблемы. Перспективы»
- Сурова Е.Б. Реализация "Плана мероприятий ("дорожной карты") по перспективному
развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018 - 2022 годы" в
Верхнесалдинской ДШИ. Анализ и итоги.
- Бабкина О.А. Система по формированию и сохранению контингента школы.
- Калдина С.В. Создание в детской школе искусств творческой среды. Анализ. Методы
организации.
- Дебердеева М.Ю. Организация дополнительных платных образовательных услуг как
один из факторов привлечения детей в школу
Открытое мероприятие Нижнетагильского территориального методического
Объединения
Методический
проект
«Музыкальный
калейдоскоп»
для
преподавателей и учащихся ДМШ и ДШИ
- Курчевских Д.Ю. Презентация программы по учебному предмету «История
изобразительного искусства» в рамках реализации ДПП «Живопись»

Областная методическая площадка по направлению «Музыкально-теоретические
дисциплины»
- Мезина А.В. Открытый урок «Раскрывая тайны квинтового круга»
VI Всероссийские Фроловские педагогические чтения «Наша история»
- Калдина С.В. Презентация книги «Школа искусств. Портрет на фоне времени»
Преподаватели Школы ведут активную концертно-выставочную деятельность
и являются Лауреатами творческих конкурсов педагогического мастерства:
Открытая III Областная выставка-конкурс творческих работ преподавателей
ДХШ и ДШИ «МЕЧТЫ И ГРЁЗЫ» (Солдатенко А.А., Казакова Т.А., Курчевских Д.Ю.,
Назарычева Е.В., Углова С.Г.)
II Всероссийский конкурс художественного слова "Гамаюн" (Егорова Е.А.)
Международный многожанровый конкурс всех видов искусств «Грани таланта»
(Ансамбль народных инструментов «Вдохновение»)
Областной фестиваль-конкурс «Мы вместе» (Ансамбль преподавателей «Акцент»)
III Международный профессиональный конкурс педагогического мастерства
«Признание -2022» (Ансамбль: Мезина А.В., Волкова М.В., Маколкина Ю.В.)
Областная методическая площадка Свердловской области по
художественному образованию
С 2019 года «Верхнесалдинская детская школа искусств» является Областной
методической площадкой Регионального ресурсного центра Свердловской области в
области художественного образования.
На сегодняшний день эта деятельность ведется по пяти направлениям:
· Фортепиано
· Народные инструменты
· Оркестровые инструменты
· Музыкально-теоретические дисциплины
В рамках деятельности областной методической площадки на базе школы были
подготовлены и успешно проведены следующие мероприятия:
№
п/п

1

2

Дата проведения

14.04.2022

3

26.02.2022
01.04.2022
26.10.2022

4

20.10.2022

5

06.12.2022

6

13.12.2022

7

15.12.2022

Название мероприятия

Количество
участников

Количество
образовательных
организаций

Областной семинар-практикум
«Деятельность детской школы искусств
в условиях реализации «дорожной
карты». Опыт. Проблемы.
Перспективы»
Мастер-классы и концерт учащихся
класса Перевозкина Ильи Степановича
Конкурс этюдов «А ну-ка, догони!»
(фортепианное отделение)
Конкурс на лучшее исполнение ЭТЮДа
(оркестровое отделение)
Внутришкольный конкурс народного
отделения "Любимые мелодии»
Внутришкольный конкурс
фортепианного отделения
"Настроение"
Внутришкольный конкурс учащихся
оркестрового отделения «Волшебные

82

53

25

2

17

1

12

1

35

1

32

1

34

1

8

22.04.2022

9

18.03.2022

10

02.10.2022

11

11.11.2022

12

11.11.2022

13

12.11.2022

14

16.12.2022

звуки»
Внутришкольный конкурса
«Занимательное сольфеджио» для
обучающихся 2 класса
Внутришкольный конкурс
«Музыкальный теоретик
Международная просветительская
акция "Всеобщий музыкальный
диктант" в Свердловской области
Открытая методическая секция
преподавателей музыкальнотеоретических дисциплин «Актуальные
вопросы преподавания музыкально –
теоретических дисциплин в контексте
современных требований образования».
Семинар «Работа над постановкой
амбушюра» и открытые уроки Морева
Михаила Николаевича, преподавателя
(кларнет) ГБПОУСО «Уральская
специальная музыкальная школа
(колледж)».
Семинар и открытые уроки на тему
«Роль слуха в работе над техникой».
Семинар проводит Зимина Ирина
Федоровна, директор ГБПОУ СО
«Нижнетагильский колледж искусств»,
преподаватель специального
фортепиано
Открытый городской конкурс проектов
по истории музыки, истории искусств и
истории театра «Гении ХХ века».

16

2

12

2

44

3

68 преподавателей
(19 очно, 49 заочно)

29

18

5

48 участников (18
очно, 30 заочно)

13

15

2

Кадровое обеспечение образовательного процесса
На конец 2022 г. кадровый состав ДШИ включал 71 человек, из них:
Директор
Заместитель директора по учебной работе
Заместитель директора по методической работе
Заместитель директора по платным услугам
Заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности
Преподаватели - 53 человека (включая директора, заместителей директора по УР и МР,
заместителя директора по ПУ). 15 преподавателей являются внешними совместителями.
Учебно-вспомогательный персонал - 15 человек.
В составе педагогических работников - 35 бывших выпускника школы.
Кадровое обеспечение образовательного процесса соответствует образовательным
программам, реализуемым учреждением. Качественный состав педагогических кадров
соответствует реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ в
области искусств.
Состав педагогического коллектива по уровню квалификации
2020
2021
2022
Высшая категория
27/56 %
33/69%
28/52%

Первая категория
Соответствие
занимаемой должности
Всего преподавателей

12/25%

9/19%

13/24%

1/2%

1/2%

-

48

48

53

Доля преподавателей Школы с профильным высшим
профессиональным образованием стабильно составляет 100%.

или

средним

Состав педагогического коллектива по уровню образования
2020
2021
2022
Высшее образование
43/90%
44/92%
49/93%
Среднее
профессиональное
5/10%
4/8%
4/7%
образование
Всего преподавателей
48
48
53
Состав педагогического коллектива по возрасту
2020
2021
2022
4/9%
5/10%
6/11%

До 30 лет
До 55 лет
Свыше 55 лет
Всего преподавателей

29/60%

29/60%

27/51%

15/31%
48

14/30%
48

20/38%
53

Кадровый потенциал школы выступает важным ресурсным обеспечением
образовательной программы. В школе сложился эффективный педагогический коллектив.
Профессионализм и квалификация преподавателей позволяет успешно выполнять задачи
по реализации образовательных программ, обеспечивать качество образования
обучающихся.
В последние годы педагогический коллектив Школы пополнился молодыми
преподавателями, имеющих высшее и среднее профессиональное образование по
специальностям: фортепиано, изобразительное искусство, актёрское мастерство,
теоретические дисциплины. Вместе с тем, для Школы остается актуальной проблема
привлечения и закрепления молодых специалистов.
Одним из основных приоритетов деятельности ДШИ является формирование
высокопрофессионального педагогического коллектива, в котором преподаватели
занимаются
самообразованием,
повышением
квалификации
и
творчеством,
направленным на совершенствование образовательного процесса.
В целях постоянного профессионального роста преподаватели ДШИ посещают
курсы повышения квалификации (согласно графику) и семинары.

учеба
в ВУЗах

1

Повышение квалификации педагогических работников
курсы
Федеральная программа
всего
повышения
«Творческие люди»
квалификации
15

6

22

28 педагогических работников посетили семинары, мастер-классы, НПК
мероприятие

дата, место проведения

Всероссийская НПК «Воспитательная
деятельность
образовательной
организации
–
пространство личностного роста
Круглый стол Городской метод секции
преподавателей
дизайна.
г.
Екатеринбург
Семинар преподавателей ДХШ и
ДШИ на тему «Эффективные методы
преподавания обучающихся, в рамках
предпрофессиональных программ»
Семинар для преподавателей
теоретических дисциплин «История
искусств» в рамках конкурса юных
искусствоведов
Совет директоров школ искусств
"Патриотическое воспитание в ДШИ"

19.01.2022
Н-Салда, ДШИ

Всероссийская инженернотехнологическая конференция
"Цифровые и 3D-технологии в
образовании. Новая Реальность"
Круглый стол «Воспитательный
потенциал системы дополнительного
образования в 2021-2022 учебном году»
в рамках международного фестиваляконкурса «Казанские узоры»
Семинар в рамках проведения IV
Областного
конкурса
по
академическому рисунку и живописи
«Мастерская
натюрморта»:
«Современные
техники
работы
живописными
материалами
в
пленэрной
живописи:
теория
и
практика»
Открытое
мероприятие
Нижнетагильского территориального
методического
Объединения
Методический проект «Музыкальный
калейдоскоп» для преподавателей и
учащихся ДМШ и ДШИ
Мастер-класс Медведевой О.П в рамках
проведения II Областного фестиваляконкурса театрального искусства
«ПЕРСОНАЖ»
Открытый областной семинар
«Патриотическое воспитание детей
через обучение разным видам искусств
в учреждениях дополнительного
образования»

12-13 мая 2022
г. Тула (онлайн)

11.03.2022. г. Екатеринбург

участники
Сурова Е.Б.
Бабкина О.А.
Калдина С.В.
Лябахова Ю.А.
Назарычева Е.В.

12.03.2022
ГБУДОСО «Алапаевская
ДШИ им. П.И. Чайковского»

Углова С.Г.
Назарычева Е.В.

22 апреля 2022
Нижний Тагил

Лябахова Ю.А.

29 апреля 2022
п. Свободный

Сурова Е.Б.
Назарычева Е.В.,
Шульмина А.А.
Назарычева Е.В.

Май 2022
Казань

Углова С.Г.
Лябахова Ю.А.

Верхняя Салда
19.10.2022

Углова С.Г.
Назарычева Е.В.
Курчевских Д.Ю.
Казакова Т.А.
Шульмина А.А.
Солдатенко А.А.
Ковшова А.С.

15.10.2022

Курчевских Д.Ю.

Верхняя Салда
25.11.2022

Шушканова Ю.В.
Егорова Е.А.
Горелова А.А.

Нижний Тагил
08.11.2022

Назарычева Е.В.
Шульмина А.А.

Областная методическая площадка по
направлению «Музыкальнотеоретические дисциплины» методическое мероприятие: открытый
урок «Раскрывая тайны квинтового
круга»
VI
Всероссийские
Фроловские
педагогические чтения
«Наша история»
Областной семинар Н.С. Кузьминой
«Развитие ладового слуха на начальном
периоде обучения»

Верхняя Салда
25.12.2022

Мезина А.В.

Екатеринбург
26.11.2022

Калдина С.В.

Верхняя Салда
11.11.2022

Семинар «Роль слуха в работе над
техникой» И.Ф. Зиминой в рамках
работы методической площадки по
направлению «Фортепиано»

Верхняя Салда
12.11.2022

V
Уральская
межрегиональная
научно-практическая
конференция
«Региональная система подготовки
кадров в сфере художественного
образования: вектор развития»

Екатеринбург
20.12. 2022

Мезина А.В.
Сурова Е.Б.
Дудина А.В.
Митько О.С.
Калдина С.В.
Бабкина О.А.
Бабкина О.А.
Гордеева Н.Б.
Костюкович С.Н.
Костюкович Е.А.
Маколкина Ю.В.
Пасечник К.В.
Павлович А.Н.
Чуркина Н.В.
Кадочникова И.А.
Петренко С.А.
Бабкина О.А.

В школе сформирован высокопрофессиональный педагогический коллектив, созданы
оптимальные условия для повышения квалификации, профессионализма и
компетентности педагогических работников. Часть преподавателей добилась особенных
успехов, и были отмечены наградами разного уровня, в том числе:
• 4 Почетными грамотами и Благодарственными письмами Губернатора Свердловской
области,
• 6 Почетными грамотами и благодарственными письмами Законодательного собрания
Свердловской области,
• 10 Почетными грамотами и благодарственными письмами Министерства культуры
Свердловской области,
• 9 человек отмечены Благодарственными письмами Законодательного Собрания и
Администрации Горнозаводского управленческого округа Свердловской области,
•
18 сотрудников отмечены Почетными грамотами и Благодарностями Главы
Администрации Верхнесалдинского городского округа и Думы ВСГО
Материально-техническая база ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ»
На сегодняшний день школа располагает материально-техническим оснащением,
обеспечивающим необходимые условия для учебной деятельности, развития
способностей и интересов обучающихся.

Школа построена по типовому проекту и представляет собой трехэтажное
кирпичное здание площадью 3215,6 кв. м. Год постройки – 1967. Санитарногигиеническое и пожарное состояние учебных помещений соответствует санитарноэпидемиологическим и пожарным нормам безопасности.
В последние годы администрация школы вела системную работу по обновлению
материально-технической базы учреждения. Благодаря её усилиям удалось провести ряд
текущих ремонтов здания. В 2022 году были проведены: ремонт фасада здания, замена
плиточного покрытия дорожек, ремонт хорового класса.
Приобретены учебные пособия, мебель.
Общие выводы
Анализ деятельности ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ» показал, что для
реализации образовательной деятельности в учреждении имеется в наличии нормативная
и
организационно-распорядительная
документация,
которая
соответствует
действующему законодательству, нормативным положениям в системе дополнительного
образования и Уставу.
Структура ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ» и система управления им
соответствует нормативным требованиям. Учреждение динамично развивается.
Все образовательные программы, реализуемые в школе, соответствуют Лицензии
на право ведения образовательной деятельности.
Оценка степени освоения обучающимися дисциплин, учебных планов,
образовательных программ подтверждает объективность полученных результатов и
достаточный уровень знаний обучающихся. Выпускники поступают в СУЗы и ВУЗы в
области культуры и искусства. Активно развивается направление конкурсновыставочной, концертной и социокультурной деятельности.
Повышение квалификации преподавателей носит системный характер, охватывает
весь преподавательский состав, регламентируется необходимыми нормативными
документами. Учреждение располагает необходимой материально-технической базой.
Рекомендации:
По итогам самообследования следует продолжить работу по:
 совершенствованию качества подготовки обучающихся;
 совершенствованию учебно-методической, инновационной, воспитательной деятельности;
 внедрению новых образовательных программ для детей с особыми потребностями;
 совершенствованию материально-технической и учебно-методической базы.

Показатели деятельности ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ»
(Утверждены приказом Минобрнауки России от 10.02.2013г., № 1324)
N п/п

Показатели

Единица
измерения

1.

Образовательная деятельность

чел.

1.1

Общая численность учащихся, в том числе:

773

1.1.1

Детей дошкольного возраста (3 - 7 лет)

239

1.1.2

Детей младшего школьного возраста (7 - 11 лет)

298

1.1.3

Детей среднего школьного возраста (11 - 15 лет)

214

1.1.4

Детей старшего школьного возраста (15 - 17 лет)

22
233

1.2

Численность
учащихся,
обучающихся
по
образовательным программам по договорам об оказании
платных образовательных услуг

5/0,6%

1.3

Численность/удельный вес численности учащихся,
занимающихся в 2-х и более объединениях (кружках,
секциях, клубах), в общей численности учащихся

0

1.4

Численность/удельный вес численности учащихся с
применением дистанционных образовательных технологий,
электронного обучения, в общей численности учащихся

0

1.5

Численность/удельный вес численности учащихся по
образовательным программам для детей с выдающимися
способностями, в общей численности учащихся

9/6,5%

1.6

Численность/удельный вес численности учащихся по
образовательным программам, направленным на работу с
детьми с особыми потребностями в образовании, в общей
численности учащихся, в том числе:

1.6.1

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья

5/0,6%

1.6.2

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей

4/0,5%

1.6.3

Дети-мигранты

0

1.6.4

Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию

0

1.7
1.8

Численность/удельный вес численности учащихся,
занимающихся
учебно-исследовательской,
проектной
деятельностью, в общей численности учащихся

11/2%

Численность/удельный вес численности учащихся,
принявших участие в массовых мероприятиях (конкурсы,
соревнования, фестивали, конференции), в общей
численности учащихся, в том числе:

410/61%

1.8.1

На муниципальном уровне

112/17%

1.8.2

На региональном уровне

86/13%

1.8.3

На межрегиональном уровне

34/5%

1.8.4

На федеральном уровне

84/12%

1.8.5

На международном уровне

94/14%

1.9

Численность/удельный вес численности учащихся победителей и призеров массовых мероприятий (конкурсы,
соревнования, фестивали, конференции), в общей
численности учащихся, в том числе:

360/53%

100/15%

1.9.1

На муниципальном уровне

1.9.2

На региональном уровне

58/9%

1.9.3

На межрегиональном уровне

26/3%

1.9.4

На федеральном уровне

82/12%

1.9.5

На международном уровне

94/14%

1.10

Численность/удельный вес численности учащихся,
участвующих в образовательных и социальных проектах, в
общей численности учащихся, в том числе:

1.10.1

Муниципального уровня

1.10.2

Регионального уровня

1.10.3

Межрегионального уровня

1.10.4

Федерального уровня

1.10.5

Международного уровня

1.11

Количество массовых мероприятий,
образовательной организацией, в том числе:

660/98%

578/88%
35/5%
0
47/7%
0
проведенных

На муниципальном уровне

133
124

1.11.1
1.11.2

На региональном уровне

6

1.11.3

На межрегиональном уровне

2

1.11.4

На федеральном уровне

1

1.11.5

На международном уровне

0

1.12

Общая численность педагогических работников

53

1.13

Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование, в общей
численности педагогических работников

44/92 %

1.14

1.15

1.16

1.17

Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование педагогической
направленности (профиля), в общей численности
педагогических работников

36/75 %

Численность/удельный вес численности педагогических
работников,
имеющих
среднее
профессиональное
образование, в общей численности педагогических
работников

4/8 %

Численность/удельный вес численности педагогических
работников,
имеющих
среднее
профессиональное
образование педагогической направленности (профиля), в
общей численности педагогических работников

4/8 %

Численность/удельный вес численности педагогических
работников, которым по результатам аттестации присвоена
квалификационная категория, в общей численности
педагогических работников, в том числе:

42/88 %

1.17.1

Высшая

33/69 %

1.17.2

Первая

9/19 %

1.18

Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических
работников, педагогический стаж работы которых
составляет:

1.18.1

До 5 лет

5/10 %

1.18.2

Свыше 30 лет

25/52 %

1.19

1.20

Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических
работников в возрасте до 30 лет

5/10 %

Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических
работников в возрасте от 55 лет

15/31 %

1.21

Численность/удельный вес численности педагогических
и
административно-хозяйственных
работников,
прошедших
за
последние
5
лет
повышение
квалификации/профессиональную
переподготовку
по
профилю педагогической деятельности или иной
осуществляемой
в
образовательной
организации
деятельности, в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников

51/80%

1.22

Численность/удельный вес численности специалистов,
обеспечивающих
методическую
деятельность
образовательной организации, в общей численности

3/6%

сотрудников образовательной организации
1.23

Количество
педагогическими
организации:

публикаций,
работниками

подготовленных
образовательной

1.23.1

За 3 года

48

1.23.2

За отчетный период

9

1.24

Наличие в организации дополнительного образования
системы психолого-педагогической поддержки одаренных
детей, иных групп детей, требующих повышенного
педагогического внимания

2.

Инфраструктура

2.1

Количество компьютеров в расчете на одного учащегося

2.2

Количество
помещений
для
осуществления
образовательной деятельности, в том числе:

нет

0,6 единиц
49

2.2.1

Учебный класс

45

2.2.2

Лаборатория

0

2.2.3

Мастерская

1

2.2.4

Танцевальный класс

3

2.2.5

Спортивный зал

0

2.2.6

Бассейн

0

2.3

Количество помещений для организации досуговой
деятельности учащихся, в том числе:

4 единицы

2.3.1

Актовый зал

0

2.3.2

Концертный зал

4

2.3.3

Игровое помещение

0

2.4

Наличие загородных оздоровительных лагерей, баз
отдыха

нет

2.5

Наличие в образовательной
электронного документооборота

да

2.6
2.6.1

организации

системы

Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
С обеспечением возможности работы на стационарных
компьютерах или использования переносных компьютеров

нет
нет

2.6.2

С медиатекой

нет

2.6.3

Оснащенного средствами сканирования и распознавания
текстов

нет

2.6.4

С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в
помещении библиотеки

нет

2.6.5

С контролируемой распечаткой бумажных материалов

нет

Численность/удельный вес численности учащихся,
которым
обеспечена
возможность
пользоваться
широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей
численности учащихся

773/0%

2.7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Так же на сайте установлено ПО Яндекс-метрика, которое фиксирует посещаемость сайта. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».